Нередко читатели сталкиваются с ситуацией, когда не приходят платежные документы по оплате услуг ЖКХ в срок. В этот период копятся пени, которые следует погасить. На ком лежит ответственность в этом случае и как стоит поступить, прокомментировала ведущий юрисконсульт ГосЮрбюро Наталья Мезина.
«Вопросы оплаты коммунальных услуг регулируются Жилищным кодексом РФ и Правилами оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354», – отметила эксперт.
Важно помнить, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10‑го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом или решением общего собрания членов ТСЖ или жилищного кооператива (ч.1 ст. 153, ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).
За каждый день просрочки, начиная с 31‑го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты (то есть со второго месяца неуплаты), на сумму долга начинают начислять пени.
При этом неважно, принесли ли квитанцию собственнику. Судебная практика, в том числе позиция Верховного суда РФ, исходит из того, что ответственность по внесению платы лежит на собственнике жилья и само по себе отсутствие квитанций не снимает с него обязанностей по оплате коммунальных услуг.
Вывод основан на том, что обязанности по оплате прямо предусмотрены законом, то есть возникают в силу закона, а не в силу того, что собственникам приходят квитанции.
Напомним также, что пени начинают начислять лишь спустя месяц просрочки. При непродолжительной задержке штрафных санкций не предусмотрено.
Для оплаты услуг ЖКХ не обязательно дожидаться платежного документа, среднюю стоимость можно рассчитать и по старой платежке.
В следующем месяце сделают перерасчет: если переплатили – уменьшат сумму, если недоплатили – добавят.
Юлия Казанджан. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко / архив.