Я думаю, порой, нам, как виду нужно спросить у самих себя: "Всё ли с нами хорошо? Может, нам нужно обняться?". Потому что увлечённость людей триллерами про серийных маньяков иногда может пугать. Но вместо группового похода к психологу, который обладает достаточно большим кабинетом, чтобы вместить восемь миллиардов человек мы продолжаем читать книги вроде "Багровых рек" Жана-Кристофа Гранже.
Жан-Кристоф Гранже - автор, который выстроил себе отличную репутацию любителя вписывать себя в сюжетный угол, из которого никто в жизни не был бы в состоянии выписаться. Включая самого месье Гранже. Предыдущие работы, с которыми я имел честь ознакомиться - "Пассажир" или "Кайкен" нагоняли на меня мысли, мол, как же он, Гранже, распутает этот клубок! В основном никак, но обо всём по порядку.
Одна из его наиболее известных книг, "Багровые реки", рассказывает о двух параллельных расследованиях, которые, очевидно, никогда не пересекутся. Или же им суждено сойтись в одной точке??? Чтобы узнать это, вам потребуется прочитать книгу, и, поверьте, ответом на этот вопрос вы будете удовлетворены куда больше, чем разгадкой основной загадки.
А основная загадка в книге разделена на две истории - обнаружение зверски изуродованного трупа библиотекаря рядом со студенческим городком и, казалось бы, ни чем не связанное с этим разорение могилы ребёнка на кладбище за многие километры от первого трупа. Да-да, первого, потому что тут у нас орудует вышеупомянутый серийный маньяк, на которого герои и объявляют охоту. В остальном это более или менее стандартная история про хождение по следу разной степени (не)правдоподобности - детективы встречают много колоритных персонажей (от монахов в депрессии до врачей-офтальмологов), много с кем беседуют, зачастую используя столь популярный у книжных детективов язык (насилия), внезапно приходят к шокирующим догадкам, которые всегда оказываются правильными, и так далее.
Итак, историй у нас две, и персонажей, как следствие тоже.
Первый - ветеран-сыщик по имени Ньеман, который изначально представлен нам как какой-то зверь или пещерный человек, движимый инстинктами и склонный к порывам ярости. Второй же - выросший на улицах детектив-новичок Карим, чьему печальному прошлому посвящён солидный кусок книги.
Следует отметить, что контраст, казалось бы, очень интересный, но в книге он реализован странно. Агрессивный Ньеман лишается своих особых черт почти сразу же (с крайне редкими исключениями) и в основном послушно топает по следу убийцы. А прошлое Карима, на которое я обратил такое внимание, не имеет никакого значения для сюжета книги. Ближе к концу произведения, их индивидуальность пропадает полностью и главы могут быть написаны от лица одного и того же персонажа - это не изменило бы ничего. Но не хочу очень сильно давить на этот недостаток, потому что детективы мы читаем всё же ради залихватских сюжетов, а не глубокой личной драмы. Если хотите узнать, каким бы получился детектив с упором на переживания персонажей, то можете обратиться к статье про "Правду о деле Гарри Квеберта".
Я не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что книга плохая или её не стоит читать. Гранже действительно мастер своего дела, книга захватывает своей атмосферой и держит в напряжении довольно сильно и долго, что уже само по себе достижение значительное. От страниц, простите за клише, трудно оторваться - зачастую только после ста или ста пятидесяти за раз я возвращался в реальный мир.
Но, конечно, в любом детективе только на атмосфере не выедешь, я бы сказал, что половина восприятия детективной книги зиждется на разгадке. Нам подавай развязку необычную, но в то же время правдоподобную и удовлетворительную. Получается ли у Гранже соблюсти эти критерии? И да, и нет. Да, она меня захватила, но не думаю, что по тем причинам, по которым бы автору хотелось.
По традиции с другими книгами автора, финал просто случается и не вызывает особого эмоционального отклика (когда ты думаешь, что это "ложная" разгадка, а настоящая вот-вот будет обнаружена - это плохой знак). Чего у концовки точно не отнимешь - это её безумие, которое возрастает с каждой прочитанной страницей. Она начинается странно, потом становится очень глупой, потом превращается в такую сумасшедшую, что всё, что остаётся - это просто с интересом наблюдать, как далеко может увести тебя автор в эти дебри безумия, в которых растут небольшие кусты клише.
Рекомендую ли я читать "Багровые реки" - вопрос сложный. С одной стороны у книги отличная атмосфера и я хорошо провёл время за её чтением. Но с другой стороны развязка сначала может показаться настолько плоской, что желание посоветовать её кому-то уменьшается в геометрической прогрессии. С третьей же стороны из-за безумства концовки книгу опять захотелось кому-то предложить, уже не с позиции читателя, а, скорее, наблюдателя за опасным зверем в зоопарке. Поэтому решайте сами, хотите ли вы съесть бутерброд, который поначалу кажется очень вкусным, но в конце вы понимаете, что забыли вытащить его из пакета (но на пакете нарисован смешной клоун так что вы можете хотя бы посмеяться над этой ситуацией).