Найти тему

"Багровые реки"

Я думаю, порой, нам, как виду нужно спросить у самих себя: "Всё ли с нами хорошо? Может, нам нужно обняться?". Потому что увлечённость людей триллерами про серийных маньяков иногда может пугать. Но вместо группового похода к психологу, который обладает достаточно большим кабинетом, чтобы вместить восемь миллиардов человек мы продолжаем читать книги вроде "Багровых рек" Жана-Кристофа Гранже.

Жан-Кристоф Гранже - автор, который выстроил себе отличную репутацию любителя вписывать себя в сюжетный угол, из которого никто в жизни не был бы в состоянии выписаться. Включая самого месье Гранже. Предыдущие работы, с которыми я имел честь ознакомиться - "Пассажир" или "Кайкен" нагоняли на меня мысли, мол, как же он, Гранже, распутает этот клубок! В основном никак, но обо всём по порядку.

Одна из его наиболее известных книг, "Багровые реки", рассказывает о двух параллельных расследованиях, которые, очевидно, никогда не пересекутся. Или же им суждено сойтись в одной точке??? Чтобы узнать это, вам потребуется прочитать книгу, и, поверьте, ответом на этот вопрос вы будете удовлетворены куда больше, чем разгадкой основной загадки.

А основная загадка в книге разделена на две истории - обнаружение зверски изуродованного трупа библиотекаря рядом со студенческим городком и, казалось бы, ни чем не связанное с этим разорение могилы ребёнка на кладбище за многие километры от первого трупа. Да-да, первого, потому что тут у нас орудует вышеупомянутый серийный маньяк, на которого герои и объявляют охоту. В остальном это более или менее стандартная история про хождение по следу разной степени (не)правдоподобности - детективы встречают много колоритных персонажей (от монахов в депрессии до врачей-офтальмологов), много с кем беседуют, зачастую используя столь популярный у книжных детективов язык (насилия), внезапно приходят к шокирующим догадкам, которые всегда оказываются правильными, и так далее.

Итак, историй у нас две, и персонажей, как следствие тоже.

Первый - ветеран-сыщик по имени Ньеман, который изначально представлен нам как какой-то зверь или пещерный человек, движимый инстинктами и склонный к порывам ярости. Второй же - выросший на улицах детектив-новичок Карим, чьему печальному прошлому посвящён солидный кусок книги.

Следует отметить, что контраст, казалось бы, очень интересный, но в книге он реализован странно. Агрессивный Ньеман лишается своих особых черт почти сразу же (с крайне редкими исключениями) и в основном послушно топает по следу убийцы. А прошлое Карима, на которое я обратил такое внимание, не имеет никакого значения для сюжета книги. Ближе к концу произведения, их индивидуальность пропадает полностью и главы могут быть написаны от лица одного и того же персонажа - это не изменило бы ничего. Но не хочу очень сильно давить на этот недостаток, потому что детективы мы читаем всё же ради залихватских сюжетов, а не глубокой личной драмы. Если хотите узнать, каким бы получился детектив с упором на переживания персонажей, то можете обратиться к статье про "Правду о деле Гарри Квеберта".

Я не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что книга плохая или её не стоит читать. Гранже действительно мастер своего дела, книга захватывает своей атмосферой и держит в напряжении довольно сильно и долго, что уже само по себе достижение значительное. От страниц, простите за клише, трудно оторваться - зачастую только после ста или ста пятидесяти за раз я возвращался в реальный мир.

Но, конечно, в любом детективе только на атмосфере не выедешь, я бы сказал, что половина восприятия детективной книги зиждется на разгадке. Нам подавай развязку необычную, но в то же время правдоподобную и удовлетворительную. Получается ли у Гранже соблюсти эти критерии? И да, и нет. Да, она меня захватила, но не думаю, что по тем причинам, по которым бы автору хотелось.

По традиции с другими книгами автора, финал просто случается и не вызывает особого эмоционального отклика (когда ты думаешь, что это "ложная" разгадка, а настоящая вот-вот будет обнаружена - это плохой знак). Чего у концовки точно не отнимешь - это её безумие, которое возрастает с каждой прочитанной страницей. Она начинается странно, потом становится очень глупой, потом превращается в такую сумасшедшую, что всё, что остаётся - это просто с интересом наблюдать, как далеко может увести тебя автор в эти дебри безумия, в которых растут небольшие кусты клише.

Рекомендую ли я читать "Багровые реки" - вопрос сложный. С одной стороны у книги отличная атмосфера и я хорошо провёл время за её чтением. Но с другой стороны развязка сначала может показаться настолько плоской, что желание посоветовать её кому-то уменьшается в геометрической прогрессии. С третьей же стороны из-за безумства концовки книгу опять захотелось кому-то предложить, уже не с позиции читателя, а, скорее, наблюдателя за опасным зверем в зоопарке. Поэтому решайте сами, хотите ли вы съесть бутерброд, который поначалу кажется очень вкусным, но в конце вы понимаете, что забыли вытащить его из пакета (но на пакете нарисован смешной клоун так что вы можете хотя бы посмеяться над этой ситуацией).

Обложка, которая может оказаться интереснее содержимого
Обложка, которая может оказаться интереснее содержимого