Найти тему
Евгений Барханов

Фильм о силе духа Костомарова

Оглавление

Смотрим с коллегами нашумевший фильм "Роман Костомаров: рожденный дважды" и удивляемся, как из такой удивительной по силе драматургии истории можно было снять откровенно слабый фильм, изобилующий художественными штампами, но при этом с претензией на массовую культуру.

Начало фильма сразу вызывает некоторое эстетическое напряжение. Роман Костомаров входит в зал Большого театра на протезах. Его длинная тень скользит по полу и отражается на занавесях сцены - и это не плохой ход - для героя - он словно врывается, как "Каменный гость" в жизнь, где в зале пусто, тишина, искрится пыль и занавес опущен. Но он один.

"Роман Костомаров: рожденный дважды", кадр из фильма
"Роман Костомаров: рожденный дважды", кадр из фильма

Входит статуя командора.

Дона Анна падает.

- Я на зов явился.

Кадр из фильма "Амадей" режиссёра Милоша Формана
Кадр из фильма "Амадей" режиссёра Милоша Формана

История Романа Костомарова очень известна, чтобы её ещё раз пересказывать. Роман достоин восхищения. Его жизнь - яркий пример борьбы, преодоления - архи важен сегодня, когда наш мир заполняется стремительно "маленькими трагедиями" войны.

Тема Тореадора

Лейтмотив Тореадора в фильме "Роман Костомаров: рожденный дважды" оправдывается тем, что Роман в своё время великолепно исполнил на льду танец Тореадора с Татьяной Навкой по мотивам оперы «Кармен». Действие оперы происходит в Испании в первой половине XIX века. Основные персонажи: цыганка Кармен, сержант дон Хозе, тореадор Эскамильо и невеста Хозе Микаэла.

Финал оперы: «Арестуйте меня! Я убил её.»
Финал оперы: «Арестуйте меня! Я убил её.»

Нет, это не "Повесть о настоящем человеке" - это фильм с лейтмотивом о тореадоре. Нет, он никого не убивает и не борется с быками.

Последствия травм и профессиональных болезней, которые сопровождают спортсменов большого спорта - глушатся обильно болеутоляющими препаратами и... боль притупляется... а когда она становится опасной для жизни - Роман её не угадывает вовремя.

-4

Фильм просмотрен и переосмыслен, но как ни стараешься, не понимаешь: почему "путь тореадора", а не "повесть о настоящем человеке"?

И конечно было приятно увидеть в фильме:

Песков Дмитрий Сергеевич - супруг Татьяны Навка
Песков Дмитрий Сергеевич - супруг Татьяны Навка

Какую драматическую нагрузку Дмитрий Сергеевич в фильме имел, кроме зеркального отражения событий, не удалось разгадать. Возможно, кто-то подскажет. Но нет, это никак не связано с "Кармен". Уже крутили и так и этак, примеривая на него заявленных персонажей.

Однако, в фильм вошли кадры центра Москвы, с Красной площади, интерьерные и экстерьерные съёмки Большого театра. Стоит добавить для непосвящённых: чтобы получить разрешение на профессиональные видео съёмки в таких местах у иных не выходит и за год, а кому и вовсе не получается достичь заветного. Но даже при этом, то и дело, в кадры фильма "Роман Костомаров: рожденный дважды" на Красной площади попадает "удочка" с микрофоном, а это для простых смертных документалистов - брак (ОТК на страже).

Кстати, на Красной площади захоронены видные государственные деятели Советского Союза. В фильме там же - пляшущее и беззаботное народное гуляние. Роман Костомаров с семьёй катается на каруселях, на лошадках... Стали мы ломать голову над этим и вышло, что автор хотел показать Романа Костомарова не в пустом зале Большого, а в гуще народа.

Трагедия постановки

Постановочные кадры в документальном фильме с тщательным изобилием пытаются реконструировать события. Скорая помощь, переноска, сирена, госпиталь - это хорошо известная картинка сериально-госпитальной жизни, захлестнувшая экраны телевизоров. Она узнаваема и принимаемая зрителем на сто, а когда герои играют сами себя в рамках прошлого события да ещё в документальном кино - этот приём срочно надо внести в образовательную программу кинорежиссуры документального кино, чтобы не повторять. Опять звучит ария тореадора и видео кадры оперы "Кармен" из Большого. Он поёт, машет красным плащом. Кого Роман Костомаров, как прообраз тореадора, дразнит? Мы ерзаем на сидениях и снова видим Пескова, вот!? Нет! Песков рассказывает о супруге и Романе Костомарове. Навка плачет.

В пустом зале Большого театра двое: Роман Костомаров и его супруга, сидят неподвижно, смотрят куда-то на пустую сцену. Фокус (резкость кадра) скачет то на Романа то на супругу несколько раз и вдруг... Роман пропадает из кадра. Супруга одна в пустом зале. Она продолжает сидеть так, словно только что рядом не было Романа. Был и не стало. Ничего не изменилось. Подобный приём хорошо использовался в советских киносказках и он был там оправдан действием. В представленном фильме о "повести настоящего человека" этот приём был вставным номером, не несущем смысловой нагрузки - это "фокус ради фокуса". Роман жив, он борется, как тореадор, дразня смерть?..

-6

Видимо автора фильма крутит необходимость некой задумки и заказа. Кто-кого: автор быка или бык автора.

Близится развязка фильма. Тореадор на льду, как в "повести о настоящем человеке" - он герой! Но путь его - "тореадора". Снова звучит ария тореадора и видео кадры оперы "Кармен" из Большого.

Роман Костомаров, взявшись за руки с супругой, выходят из пустого зала Большого театра в залитую светом "точку" через распахнутые двери. Они идут к свету, разливаясь в нём, как в лучших голливудских мультфильмах "попадают на небо", но нет! За ними закрываются двери!

-7