Смотрим с коллегами нашумевший фильм "Роман Костомаров: рожденный дважды" и удивляемся, как из такой удивительной по силе драматургии истории можно было снять откровенно слабый фильм, изобилующий художественными штампами, но при этом с претензией на массовую культуру.
Начало фильма сразу вызывает некоторое эстетическое напряжение. Роман Костомаров входит в зал Большого театра на протезах. Его длинная тень скользит по полу и отражается на занавесях сцены - и это не плохой ход - для героя - он словно врывается, как "Каменный гость" в жизнь, где в зале пусто, тишина, искрится пыль и занавес опущен. Но он один.
Входит статуя командора.
Дона Анна падает.
- Я на зов явился.
История Романа Костомарова очень известна, чтобы её ещё раз пересказывать. Роман достоин восхищения. Его жизнь - яркий пример борьбы, преодоления - архи важен сегодня, когда наш мир заполняется стремительно "маленькими трагедиями" войны.
Тема Тореадора
Лейтмотив Тореадора в фильме "Роман Костомаров: рожденный дважды" оправдывается тем, что Роман в своё время великолепно исполнил на льду танец Тореадора с Татьяной Навкой по мотивам оперы «Кармен». Действие оперы происходит в Испании в первой половине XIX века. Основные персонажи: цыганка Кармен, сержант дон Хозе, тореадор Эскамильо и невеста Хозе Микаэла.
Нет, это не "Повесть о настоящем человеке" - это фильм с лейтмотивом о тореадоре. Нет, он никого не убивает и не борется с быками.
Последствия травм и профессиональных болезней, которые сопровождают спортсменов большого спорта - глушатся обильно болеутоляющими препаратами и... боль притупляется... а когда она становится опасной для жизни - Роман её не угадывает вовремя.
Фильм просмотрен и переосмыслен, но как ни стараешься, не понимаешь: почему "путь тореадора", а не "повесть о настоящем человеке"?
И конечно было приятно увидеть в фильме:
Какую драматическую нагрузку Дмитрий Сергеевич в фильме имел, кроме зеркального отражения событий, не удалось разгадать. Возможно, кто-то подскажет. Но нет, это никак не связано с "Кармен". Уже крутили и так и этак, примеривая на него заявленных персонажей.
Однако, в фильм вошли кадры центра Москвы, с Красной площади, интерьерные и экстерьерные съёмки Большого театра. Стоит добавить для непосвящённых: чтобы получить разрешение на профессиональные видео съёмки в таких местах у иных не выходит и за год, а кому и вовсе не получается достичь заветного. Но даже при этом, то и дело, в кадры фильма "Роман Костомаров: рожденный дважды" на Красной площади попадает "удочка" с микрофоном, а это для простых смертных документалистов - брак (ОТК на страже).
Кстати, на Красной площади захоронены видные государственные деятели Советского Союза. В фильме там же - пляшущее и беззаботное народное гуляние. Роман Костомаров с семьёй катается на каруселях, на лошадках... Стали мы ломать голову над этим и вышло, что автор хотел показать Романа Костомарова не в пустом зале Большого, а в гуще народа.
Трагедия постановки
Постановочные кадры в документальном фильме с тщательным изобилием пытаются реконструировать события. Скорая помощь, переноска, сирена, госпиталь - это хорошо известная картинка сериально-госпитальной жизни, захлестнувшая экраны телевизоров. Она узнаваема и принимаемая зрителем на сто, а когда герои играют сами себя в рамках прошлого события да ещё в документальном кино - этот приём срочно надо внести в образовательную программу кинорежиссуры документального кино, чтобы не повторять. Опять звучит ария тореадора и видео кадры оперы "Кармен" из Большого. Он поёт, машет красным плащом. Кого Роман Костомаров, как прообраз тореадора, дразнит? Мы ерзаем на сидениях и снова видим Пескова, вот!? Нет! Песков рассказывает о супруге и Романе Костомарове. Навка плачет.
В пустом зале Большого театра двое: Роман Костомаров и его супруга, сидят неподвижно, смотрят куда-то на пустую сцену. Фокус (резкость кадра) скачет то на Романа то на супругу несколько раз и вдруг... Роман пропадает из кадра. Супруга одна в пустом зале. Она продолжает сидеть так, словно только что рядом не было Романа. Был и не стало. Ничего не изменилось. Подобный приём хорошо использовался в советских киносказках и он был там оправдан действием. В представленном фильме о "повести настоящего человека" этот приём был вставным номером, не несущем смысловой нагрузки - это "фокус ради фокуса". Роман жив, он борется, как тореадор, дразня смерть?..
Видимо автора фильма крутит необходимость некой задумки и заказа. Кто-кого: автор быка или бык автора.
Близится развязка фильма. Тореадор на льду, как в "повести о настоящем человеке" - он герой! Но путь его - "тореадора". Снова звучит ария тореадора и видео кадры оперы "Кармен" из Большого.
Роман Костомаров, взявшись за руки с супругой, выходят из пустого зала Большого театра в залитую светом "точку" через распахнутые двери. Они идут к свету, разливаясь в нём, как в лучших голливудских мультфильмах "попадают на небо", но нет! За ними закрываются двери!