На фоне двух суперкомедий, созданных Алексеем Кореневым до и после телефильма "Три дня в Москве" (1974) и по праву выученных наизусть (пусть даже по вине сверхчастых за последние десятилетия показов), сам этот "промежуточный этап" смотрится бледновато (ностальгический флёр не в счёт) и всенародной любовью за прошедшие полвека он, похоже, так и не "воспользовался". Про мнения профкритиков и не говорю. И это притом, что в мои школьные годы его почаще других крутили - как по ЦТ, так и по нашему областному каналу. По крайней мере, если "Большую перемену" (1972) и "По семейным обстоятельствам" (1977) я увидел и сразу полюбил уже в 1990-е, то "Три дня" мне так или иначе встречались и много раньше, но целиком и целенаправленно переглядеть их захотелось лишь дня три назад. До смешного - когда-то это фильм мне казался трехсерийным (по количеству дней, не иначе), а о том, что мегахит "Ты говоришь мне о любви" прямиком оттуда, я узнал из какого-то песенника! Правда, к тому времени, как появилась кавер-версия Натальи Ветлицкой, успел об этом факте подзабыть.
Таким образом ничто надо мной не давлело и любым моим впечатлениям, изложенным здесь, оскорбить чьи-то чувства не грозит: зрители давно воспринимают "Три дня в Москве" как милую и незатейливую (а многими и как довольно пустую) картину. Не ради сюжета, а для атмосферы. Чтоб забыться от будней. А почему бы и нет?
Меня не оставляет другая мысль: почему у сценариста Альберта Иванова не сложилось с качественным кино - сплошь "проходняк" получался! И это в лучшем случае - бывали и недоразумения как "Семь стариков и одна девушка" или "Раз на раз не приходится"... В том время как многие мультфильмы наоборот, становились событиями: как-то сказки про Хому и Суслика, "Хитрая ворона" и конечно "Крылья, ноги и хвосты".
В случае с предметом обсуждения первооснова тоже звёзд с неба не хватала, и выехали за счет занимательного сюжета или искромётных диалого, а за счёт актёрских индивидуальностей (Сперантова хороша!), обаяния Варлей и Семёна Морозова, ну и музыки безусловно. А задача (или заказ?) была сделать глянцевую открытку о любви советского народа к Москве, коих и без того в нашем кинематографе хватало, как ни о каком другом городе Необъятной (для многих-то и в райцентр было выбраться за счастье). Метроцентризм в чистом виде и с этим уже ничего не поделаешь. С непременными приметами эпохи - в столицу СССР приезжали первым делом, чтобы достать/выбить что-нибудь дефицитное, а потом уже на скорую руку полюбоваться на её красоты (включая Мавзолей с Лениным впридачу - шутка!). Ваню Федотова и то озадачили - чем-то невразумительным. И как он при такой загруженности дня умудрился совершить аж две пешие экскурсии с непрофессиональными гидами, останется загадкой. Как и то, почему же отказались поженить главных героев - всё вокруг да около. Скорей всего, не захотелось московской милиционерке в Сибирь и всё тут, но этот ответ прозвучал где-то вне кадра.
Но не будем о грустном, а поделюсь напоследок наблюдением, что ж там между прошлым и будущим - то есть, что этот фильм перенял от предшественника и передал от себя следующему на очереди. Хотя б на примере песен, вернее по манере их исполнения:
1) Маршеобразные "комсомольские" песни звучат как в автобусе (4-я серия "Перемены"), так и на вокзале в начале "ТДВМ"
2) Что лирическая баллада, что "комические куплеты" в этих же фильмах исполняются непосредственно актёрами - Светланой Крючковой и Семёном Морозовым
3) И наконец, в "Обстоятельствах" три песни звучат как бы со сцены, при этом артистов "дублируют" за кадром голоса известнейших эстрадников из числа профи (Людмила Сенчина, Лев Лещенко). Очевидно, что данный ход напрямую заимствован из "ТДВМ" (Нина Бродская, Валентина Толкунова), но, к счастью, Коренев в нетленке 1977 года обошёлся уже без исполнений "на бис". Кроме того, в обоих фильмах пел Павел Кравецкий, и тогда не очень известный за пределами родного Ленинграда.
3,5/5
(с) Albert Magnus специально для kin0guru