Родилась 14 июля 1904 года в семье обедневшей дворянки и управляющего московской булочной. С детства Софье нравилось искусство, в целом, и рисование, в частности. Семья поддержала увлечение, покупала для девочки все необходимые материалы, несмотря на то, что от изобразительного искусства семья была далека.
Соня поступила в студию рисования к Федору Ивановичу Рербергу, где проучилась пять лет.
Пока девочка подрастала, случилась Октябрьская революция и гражданская война. Во время голода умерла мама и бабушка. Что бы выжить и помочь семье Софья научилась делать много нового. Из неожиданного, лично, для меня – она научилась складывать печки и получала много заказов (в то время ей было 14 лет). Продолжила она заниматься и прикладным творчеством. Например, очень успешно расписывала ткани и сдавала их для продажи.
Что бы дальше развиваться как художнику, Софья решает поступать в ВХУТЕМАС (Высшие государственные Художественно-технические мастерские). Но в первый год ей это не удается, из-за того, что у Сони отсутствует среднее школьное образование. За год девочка наверстывает все пропуски и пробелы в общем образовании и поступает в мастерские на Монументальное отделение живописного факультета.
После окончания учебы Софья попадает по распределению в Малярстрой, где занимались окраской, интерьерами, отделкой разных общественных знаний и учреждений. Там она знакомится с будущим мужем, немцем по происхождению, Эрихом Борхертом.
Они много и увлеченно работают, очень успешно. Эрих и Софья становятся мужем и женой, у них рождается дочь Эрика. У Эриха большая служебная квартира, он популярный художник, который прилично зарабатывает. Супруги работают над совместными проектами. Например, они разрабатывали колорит, интерьер и внешний вид для города Горький (Нижний Новгород) и для многих зданий в Москве. Но золотой период закончился через несколько лет. На Эриха начинаются нападки в прессе, из квартиры выселяют, прибавляются проблемы с получением советского гражданства. Убежденный социалист опасается возвращаться в Германию, где в это время набирает популярность фашизм.
Начинается вторая мировая война. Эриха призывают и отправляют на завод на Урал. А в 1942 году по доносу обвиняют в шпионаже и отправляют в лагерь. Через несколько месяцев он умирает от сердечной недостаточности.
Софья и Эрика в это время оставались в Москве. Они голодали и дочь чуть не умерла от воспаления легких. Софья нашла подработку – рисовала копии Шишкина и других русских художников, расписывала шкатулки. И все время пыталась помочь мужу: отправить посылку с продуктами или одеждой, писала письма, чтобы доказать его невиновность. Почти все бывшие друзья испугались и отвернулись.
Это было сложное время. Как жене врага народа, Софье были закрыты все пути в любимую профессию. Ее увольняют с работы и исключают из Горкома Художников Москвы. Она перебивалась случайными заказами.
К сожалению, почти не сохранилось работ того времени, кроме нескольких портретов родственников. Все, что она рисовала, она старалась продать, чтобы заработать немного на жизнь. А, порой, даже сжигалось, чтобы в бараке, где они жили вместе с дочерью, зимой появилось немного тепла.
В 1946 году удается устроиться в Ботанический сад в качестве младшего научного сотрудника. Николай Цицин – директор Главного Ботанического сада и известный академик не побоялся взять на работу Софью Васильевну. И проработала она там до 1972 года. За это время художница нарисовала более 3000 иллюстраций растений и пейзажей. Рисовала художница быстро и всегда с натуры. Часто, у нее было совсем немного времени, пока растение не увянет. 25 лет Софья без устали трудилась, создавая великолепные ботанические иллюстрации – со сложными композициями и тщательно подобранными оттенками. Ботанические иллюстрации постоянно использовались в научных изданиях и публиковались. Софья Матвеева стала лауреатом многих всесоюзных выставок, прошли две персональные выставки работ.
Забавный факт. На одной из выставок к работе подошел зритель и очень ругаясь на то, что его позвали на художественную выставку, а сами повесили гербарий, постарался отковырять лист.
В 1962 году Софья добивается полной реабилитации мужа и устраивает персональную выставку работ Эриха Борхерта.
Только в 1981 году Союз художников признал заслуги талантливого мастера и за пять лет до смерти принял с свои ряды Софью Матвееву. Мы с вами до сих можем любоваться прекрасными работами, пожалуй, первой ботанической художницы в СССР.
Так же я подготовила для Вас еще пару статей про знаменитых художников-ботанистов, которых почитают во всем мире: Мария Сибилла Мериан и Пьер-Жозеф Редуте
Автор Елена Шваргалова