Вечером все пассажиры вернулись на борт теплохода и, после ужина, стали ждать его отплытия. Отплытие теплоходов из крупных городов всегда сопровождалось определенным ритуалом, все гости высыпали на палубы, чтобы принять в нем участие. Особенно весело получалось, когда у причала стоял не один корабль, а несколько бортами друг к другу. Тогда сначала отчаливал самый дальний, а все остальные махали ему руками, и кричали приветственные возгласы. У каждого теплохода была собственная песня, которую он обязательно включал, когда начинал отчаливать. Потом отваливал следующий, и так далее, пока не оставался самый ближний к причалу. Ему-то и доставались все почести и приветственные возгласы гуляющих по набережной людей. На этот раз это оказался «Александр Невский». Из всех динамиков лилась песня теплохода, которая так и называлась – «Невский», а его пассажиры махали руками, платочками, шарфиками и шляпками остающимся на берегу.
- Я даже не знала, что здесь столько пассажиров! – удивленно произнесла Тамара. – Оглянись, все палубы забиты.
- Просто мы то на экскурсиях, то на прогулке, то просто по кораблю рассредоточились, - заметила ее дочь. – А сейчас, наверно, все на палубы высыпали. Мы же, наверно, первый раз от большого города при свете дня отъезжаем, все как-то ночью или под утро.
- Сколько же у нас пассажиров на борту?
- На борту сто восемьдесят гостей и плюс семьдесят человек команды и обслуживающего персонала, - четко по-военному доложил проходивший мимо помощник капитана. Он услышал вопрос и сразу на него ответил.
- Спасибо, - вежливо поблагодарила Дарья. – Представляете, на каждых двух пассажиров по одному человеку команды.
Недалеко от них делились впечатлениями другие пассажиры:
- Вот это я понимаю! – говорила Катя. – Вот бы каждый день так отплывать! Все же какое-то развлечение.
- Все бы тебе развлекаться, - слегка поддела ее Марина. Честно говоря, с некоторых пор вечное недовольство соседки стало ее раздражать.
- Да, а зачем же тогда мы сюда приехали? – парировала та и вопросительно посмотрела на Светлану.
Та улыбнулась, но ничего не ответила. Она увидела в толпе Аркадия и кивком поздоровалась с ним. Он, похоже, хотел подойти к ней, но заметил, что она со своими «пациентками», и решил не вмешиваться в их сообщество. После вчерашнего разговора они не виделись, весь день Светлана была занята, да и Аркадий, кажется, тоже занимался своими делами.
Еще Светлану немного беспокоила Евгения, она как-то замкнулась в себе, на групповые занятия она, правда, приходила, но дальше этого на контакт не шла. Чаще всего психолог видела ее на верхней или шлюпочной палубе, та сидела в шезлонге или стояла у бортика теплохода, опираясь на перила и смотрела на белый пенный след, который оставляет после себя корабль. Сначала Света подходила к ней и пыталась увлечь чем-нибудь, но Женя вежливо отвечала на все вопросы, но давала понять, что лучше бы ее оставили в покое. Вот и сейчас Женя стояла вместе со всеми на палубе и даже иногда взмахивала рукой, когда «Невский» отходил от причала, но, похоже, витала где-то в облаках. В конце концов, Света решила не трогать ее, пусть человек отдыхает. Она знала, что иногда после длительного приема антидепрессантов, человек немного замыкается в себе, и в этот момент не надо на него давить, не надо насильно тащить в компании, на вечеринки - постепенно все нормализуется. Внешне Женя выглядела как обычно и, на взгляд Светланы, ее здесь все устраивало.
Пока она так размышляла и наблюдала за своими «девушками», теплоход полностью отошел от причала, вырулил на середину реки, набрал скорость и устремился по воде к следующему городу по маршруту – к Астрахани. Там ему предстояла более длительная остановка – целых два дня.
Через короткое время окончательно стемнело, все пассажиры разошлись по своим каютам, по барам и по палубам – посидеть в уютной атмосфере ресторана, погулять теплым летним вечером и подышать речным воздухом, а кто-то отправился спать в свою каюту. Обычно после часу ночи все палубы пустели, ночная жизнь заканчивалась, и теплоходы просто плыли по реке, храня в своей глубине покой пассажиров.
Борт теплохода «Александр Невский». Астрахань. 23 августа
На следующее утро, когда теплоход пристал к пристани в Астрахани, исчезла горничная Лена. Если бы это произошла во время стоянки, пусть даже в самой маленькой деревне, то можно было подумать, что ей просто надоела ее работа, и она решила уйти, никого не предупредив. Но девушка пропала во время плавания, потому что ее соседка по каюте клялась, что, когда теплоход отплыл из Волгограда, Лена находилась на нем, она вместе со всеми стояла на палубе и махала отдаляющемуся причалу. Потом ее соседка, Аня, отправилась в свою каюту, а Лена сказала, что еще немного подышит свежим воздухом. Аня рано легла спать и сразу заснула. Когда она проснулась на следующее утро, кровать Лены стояла пустой и заправленной, значит, соседка туда не возвращалась, а если и вернулась, то сразу же ушла.
Аня побежала к старшей горничной, та – в службу безопасности теплохода, которая устроила масштабные поиски на теплоходе, старясь не разбудить пассажиров. Хорошо, что было еще очень рано, и все спали, даже самые заядлые любители здорового образа жизни. После того, как команда буквально заглянула в каждую щель на корабле, капитану пришлось сообщить о пропаже горничной на берег. Когда «Невский» подошел к пристани в Астрахани, на борт поднялся местный полицейский, правда не в форме, чтобы не волновать гостей теплохода.
Именно его и увидел Аркадий, когда вышел из свой каюты посмотреть на утренний город.
Он заметил необычное оживление команды и почему-то сразу связал появление на борту незнакомого человека с полицией. Подчиняясь своему внутреннему голосу, он решил не выяснять прямо сейчас, что случилось, хотя, конечно, какие-то неприятные мысли у него в голове закопошились. Антиквар сделал вид, что просто вышел на палубу прогуляться, медленно подошел к перилам и облокотился на них. Он услышал несколько отрывочных фраз и слов, по которым смог кое-что понять и сделать ряд выводов.
Пассажирам решили ничего не сообщать о пропаже горничной, зачем волновать людей, приехавших на отдых, тем более что слухи об этом событии все равно рано или поздно просочатся, а может, и нет.
В Астрахани «Александр Невский» должен встать на стоянку надолго, на целых два дня. Этот период и команда, и пассажиры всегда воспринимали, как отдых от плавания, особенно, конечно, пассажиры. Многие уже составили планы на эти двое суток: экскурсии, поездки, посещение интересных мест. Светлана накануне поездки специально прочитала несколько статей об Астрахани.
Астрахань – большой современный город с очень богатой историей. Даже о его названии и создании существует несколько теорий. Самая спорная связывает название города с племенем асов, которое будто бы кочевало в этих местах в незапамятные времена, они получили тарханскую грамоту от самого хана Золотой Орды. Еще одна версия происхождения топонима Астрахани от тюркского слова «ас» - низ, нижний и слова «таркан» - расположенный. То есть Астаракан – расположенный в низовье.
Но больше всего ее заинтересовали сведения о городе одного турецкого путешественника и писателя Эвели Челеби. В его рукописи 1666 года он приводит одну очень древнюю легенду, дошедшую до него из очень дальних времен. Астрахань он называет Аждерхан, и пишет, что ранее в окрестностях этого городища обитал очень злобный дракон – аждерха, кстати, это название часто встречается в тюркском фольклоре. Дракона победил храбрый джигит и освободил жителей города от этой напасти. Город, основанный на месте гибели дракона, как ни странно, назвали в честь дракона – Аждерхан, то есть Драконий. Ей сразу вспомнилось, что, когда она была в Казани, одна из экскурсоводов тоже рассказывала, что есть местная легенда, которая говорит о Зиланте, огромной змее, символе Казани. А ведь змея – это то же самое, что и дракон. Значит, есть какое-то рациональное зерно в этих историях.
Все это звучало, конечно, не совсем правдоподобно и по-научному, но так захватывающе. Светлана наметила для своих «пациенток» интересную программу, в которую входили экскурсии, групповые и индивидуальные занятия и, конечно, прогулки по городу. Она встала рано и еще до завтрака вышла на палубу теплохода. Над водной гладью реял легкий слой тумана, он поднимался от воды и скапливался в тихих заводях у берега. Хотя день предстоял жаркий, как всегда в августе, и скоро туман должен подняться и совершенно исчезнуть из вида. Но пока женщина стояла у перил и смотрела, как медленно тают над водной гладью белые, почти прозрачные языки тумана. «Александр Невский» стоял у причала, все формальности по причаливанию команда уже выполнила, сходни спущены, мостки переброшены и прочно закреплены. Правда, пассажиры, в основном, еще видели утренние сны в своих каютах, и только некоторые из них прогуливались по палубам, видимо, нагуливая себе аппетит перед завтраком.
- А вы, оказывается, тоже ранняя птичка! – послышался рядом с ней незнакомый голос.
Светлана обернулась и увидела, что к ней приближается один из участников агентства «Законодательных инициатив», правда, знала она его только внешне, не помнила ни имени, ни отчества.
- Да, вообще я не очень люблю рано вставать, но оказалось, что утро на реке мне нравится, - приветливо произнесла она.
- Меня зовут Андрей Витальевич, - представился мужчина, - а вас, я знаю, зовут Светлана, только отчества не слышал.
- Можно без отчества, оно слишком длинное – Александровна.
- Я знаю, что вы сюда тоже не просто отдыхать приехали, но и работать, как и мы.
- Вы так много про меня знаете, а я про вас почти ничего, - Светлана смягчила свой легкий упрек милой улыбкой.
- А у меня секретов нет, мы здесь с группой… товарищей. Наш руководитель создал акционерное общество «Гражданских инициатив», мы пишем законы, кодексы, проводим законодательные семинары, ищем инвесторов. Я сам – бизнесмен, владелец нескольких частных школ у нас и за рубежом. Знаете, как это тяжело, продвигать, так сказать, образование в массы. Родители стали такие привередливые, за свои деньги хотят, чтобы из их детей гениев сделали, причем в течение одного года.
- Да, это сложно, - тактично поддакнула Света.
- Я про вас узнал от Катерины, вашей знакомой. И еще видел вас несколько раз на палубе с очень колоритной старушкой. Она, наверно, единственная пассажирка на теплоходе в таком возрасте.
- Да-да, это Роза Давидовна, а Катерина говорила, что ей интересно поприсутствовать на ваших семинарах.
- Вы ведь не против?
- Конечно, нет, если она заинтересуется еще чем-нибудь, я буду только рада.
- Она заинтересуется, - без тени сомнения сказал Андрей Витальевич. – У нас очень серьезные люди, которые настроены на серьезную работу, у нас даже есть ячейки в разных городах – в Челябинске, в Екатеринбурге, в Миасе, много людей хочет к нам присоединиться, но мы берем далеко не всех. – Чувствовалось, что Андрей «сел на своего любимого конька», а Светлана подумала, как бы потактичнее улизнуть от этих откровений.
Тут неожиданно она увидела выходящую на палубу Евгению.
- Женя! – преувеличенно обрадованно обратилась она к ней. – Ты тоже встала рано?
Та обернулась, сделала какое-то неуверенное движение, как будто попыталась скрыться обратно в каюте, но потом подошла к ним.
- Да я уже давно проснулась, как-то плохо спала ночью, - Женя зевнула. – Все время то музыка, то шаги какие-то по коридору.
- У нее каюта рядом с баром, - пояснила Света.
- Понятно, - кивнул Андрей Витальевич. – Ну, ладно, пойду, не буду вам мешать.
- Пойдем на завтрак? – предложила Светлана.
- Да я еще постою тут немного, воздухом подышу, попозже приду, - отговорилась Евгения.
Тут как раз из динамиков донеслось:
«Доброе утро! Наш теплоход встал на долгую стоянку в городе Астрахань. Она продлится два дня, после чего мы тронемся в обратный путь. За время стоянки наших гостей ждут разнообразные экскурсионные и развлекательные программы, концерты и прогулки. А сейчас мы приглашаем всех гостей теплохода на завтрак в обеденный зал».
- Ладно, подходи, а после завтрака соберемся и обсудим наши планы, - Света двинулась по направлению к обеденному залу, а Женя осталась на палубе наблюдать, как из кают стали выходить пассажиры и неторопливо проходить в зал.
Света села за свой столик одной из первых, через некоторое время подтянулись Марина и Катя. Марина выглядела свежо и бодро, видимо, опять бегала с утра, а Катерина зевала и терла глаза, как будто только недавно проснулась. Немного вдалеке за свой столик уселась Роза Давидовна с Шиманом, ей составили компанию ее соседки – Тамара, Дарья и Варя. Роза помахала рукой Свете и та немного успокоилась – выглядела пожилая женщина вполне бодро. Неожиданно психолог поймала себя на мысли, что она оглядывает постепенно заполнявшийся зал, но не видит своего нового знакомого – антиквара. Это ее немного встревожило – обычно он приходил на завтрак одним из первых, а тут как раз его место за столиком у окна пустовало.
«Странно, что его нет», - пронеслось в голове у Светланы.
- Ну, что, какие у нас планы? – раздался рядом веселый женский голос.
На свое место рядом с Катериной плюхнулась Женя и сразу же придвинула к себе креманку с фруктовым салатом. Сегодня туда положили киви, яблоки, бананы и ягоды, а сверху щедро посыпали мюсли. Женщины с удивлением посмотрели на обычно тихую и спокойную Евгению, которая по утрам часто жаловалась на плохой аппетит, а сейчас за обе щеки уплетала все, что стояло на столе.
- Я смотрю, у тебя с утра хороший аппетит. И чем это ты ночью занималась? – немного язвительно поинтересовалась Катерина.
- Ничем особенным, - ответила Женя с набитым ртом, правда, при этом она слегка порозовела. – Просто спала неплохо, а утром проснулась такая голодная.
- Хорошо тебе! А я утром ни кусочка проглотить не могу, - пожаловалась Катя, рассеянно приканчивая свою креманку с фруктами и намазывая на батон толстый слой масла с апельсиновым джемом.
Светлана про себя усмехнулась и решила сменить тему:
- Значит, план такой. После завтрака обзорная экскурсия по городу, обед, групповое занятие, сегодня оно пройдет в литературной гостиной, потом у всех свободное время, делайте, что хотите.
- Я не могу после обеда, - неожиданно сказала Катя. – После обеда меня пригласили на семинар законодательного агентство, я там даже доклад делаю, они сказали, что я там обязательно должна быть, потому что мне поручили осветить очень важный вопрос.
- Это какой?
- Слишком долго объяснять, что-то про интеллектуальную индустриализацию.
- Не совсем понимаю, что ты можешь такого рассказать про интеллектуальную индустриализацию? – слегка поддела ее Марина.
Светлана поспешила вмешаться:
- Хорошо, тогда мы соберемся на этот раз без Кати, ничего страшного. Женя?
- Меня все устраивает.
Женщины замолчали, и каждая сосредоточилась на своих мыслях. Светлана все поглядывала на столик Аркадия, но тот по-прежнему пустовал.