Найти в Дзене
Великие тайны Мира

Тайна убийства короля Иерусалима. Ассасины или ... тамплиеры?

По многим просьбам читателей, я расследовал дело: о таинственном убийстве короля Иерусалима Конрада Монферратского в 1192 году (о первом деле - убийство английского короля Вильгельма II Руфуса в 1100 году, читайте в моей статье на моем канале: "Первый Великий магистр ордена Храма – убийца короля").
Двадцать восьмого апреля 1192 года новый Иерусалимский король (правда, уже без Иерусалима), Конрад Монферратский, ещё не успевший получить корону, выехал на конную прогулку по улицам Тира в сопровождении охранников. К ним подошли двое нищих с протянутыми руками. Пока охрана доставала кошельки, нищие сбросили свои лохмотья и оказались в одежде ассасинов — белая амета (холщевый комбинезон) и красная лента — символы смерти в исламском мире. Они моментально вонзили свои кинжалы в тело короля. После они разделились, первому, который защищался за двоих, размозжили голову палицей, другой сбежал, прекрасно владея искусством преодоления городских препятствий. Через несколько дней, узнав, что Конрад
Конрад Монферратский. Иерусалимский король без города и короны
Конрад Монферратский. Иерусалимский король без города и короны

По многим просьбам читателей, я расследовал дело: о таинственном убийстве короля Иерусалима Конрада Монферратского в 1192 году (о первом деле - убийство английского короля Вильгельма II Руфуса в 1100 году, читайте в моей статье на моем канале: "Первый Великий магистр ордена Храма – убийца короля").

Двадцать восьмого апреля 1192 года новый Иерусалимский король (правда, уже без Иерусалима), Конрад Монферратский, ещё не успевший получить корону, выехал на конную прогулку по улицам Тира в сопровождении охранников. К ним подошли двое нищих с протянутыми руками. Пока охрана доставала кошельки, нищие сбросили свои лохмотья и оказались в одежде ассасинов — белая амета (холщевый комбинезон) и красная лента — символы смерти в исламском мире. Они моментально вонзили свои кинжалы в тело короля. После они разделились, первому, который защищался за двоих, размозжили голову палицей, другой сбежал, прекрасно владея искусством преодоления городских препятствий. Через несколько дней, узнав, что Конрад еще жив, он проник в его резиденцию, убил охранника, и зайдя в опочивальню, добил короля. Не сопротивляясь охране, был схвачен и под жестокими пытками умер, сказав всего лишь несколько слов - король Ричард и ... смерть дофину! Как и было велено "Старцем гор".

-2

История этого убийства — одна из самых загадочных страниц в истории третьего крестового похода и для начала рассмотрим состояние дел на момент убийства, в восточных государствах крестоносцев.

После второго неудачного крестового похода (1147-1149), правители восточных государств крестоносцев были далеки от своих обязанностей. В то время, когда всех сторон были окружены противником, они занимались только устройством своей власти: между отдельными княжествами не было солидарности, находились в крайней деморализации; нигде не было такого простора для интриг, честолюбия, убийств, как в завоеванных первым крестовым походом княжествах.

-3

Примером безнравственности служил Иерусалимский патриарх Ираклий, который во многом превзошел самых отвратительных римских пап: он открыто жил со своими любовницами и расточал на них все доступные средства и доходы. Не лучшими были князья, бароны и рыцари. Полная распущенность нравов господствовала и среди них, на тех - на ком лежали весьма серьёзные задачи в виду наступавшего грозного неприятеля.

Истинный мусульманин, прославивший себя как полководец - Салах-ад-дин соединил в себе вместе с обширными владениями и грозными военными силами энергию, ум и глубокое понимание политических обстоятельств. На нём покоились надежды мусульман, как на человеке, который мог восстановить утерянное мусульманами политическое преобладание в Палестине и возвратить отнятые владения крестоносцами.

-4

В это время в Иерусалиме правил Балдуин IV, человек энергичный, отважный и мужественный, не раз принимавший личное участие в битвах с мусульманами, но в силу невозможности излечения от проказы, намерен был короновать своего малолетнего племянника Балдуина V, под регентством королевы Сибиллы и ее мужа Ги де Лузиньяна. При этом возник спор из-за опеки: спорили Ги де Лузиньян и Раймунд III (граф Триполи).
Только орден тамплиеров озаботился защитой государств и ... глубокой разведкой. Например, тамплиер Роберт Сент-Олбанский, якобы перебежавший к Салах-ад-дину, принял ислам и занял высокое положение при дворе султана.

4 июля 1187 года Салах-ад-дин разбил крестоносцев в битве при Хаттине; король Иерусалима Ги де Лузиньян, великий магистр ордена тамплиеров Жерар де Ридфор и многие другие руководители крестоносцев попали в плен. Салах-ад-дину удалось овладеть большей частью Палестины, Акрой и, после недолгой осады, Иерусалимом. Все церкви города, кроме храма Воскресения, были обращены в мечети.

4 июля 1187 года Салах-ад-дин разбил крестоносцев в битве при Хаттине
4 июля 1187 года Салах-ад-дин разбил крестоносцев в битве при Хаттине
Это привело к третьему крестовому походу (1189—1192), который был инициирован римскими папами Григорием VIII и затем Климентом III. В Крестовом походе приняли участие четыре самых могущественных европейских монархов — германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, австрийский герцог Леопольд V Бабенберг и английский король Ричард I Львиное Сердце.

После плена, королевская чета Ги де Лузиньян с Сибиллой попросили убежище в Тире у Конрада Монфератского, сеньора Тира, но он отказал им (никто не имел права этого делать королевской чете???) и они были вынуждены "ютиться" лагерем за пределами городских стен в течение многих месяцев. Вскоре, в ожидании подхода войск Третьего крестового похода, Ги взял на себя инициативу и начал осаду Акры. Королева последовала за ним, но умерла во время эпидемии летом 1190 года вместе со своими маленькими дочками. А со смертью Сибиллы король Ги потерял авторитет, и корона по закону перешла к Изабелле Иерусалимской.

Конрад Монферратский был энергичным воином, крайне умный и способным к обучению, любезным характером и делами, наделенным всеми человеческими добродетелями, не терпевшим притворство и лицемерие в политике, образованным в языках ... Только в одном его можно упрекнуть: узнав о перешедшей короне к Изабелле, он соблазнил жену Онфруа IV де Торона, новую королеву Востока, увез её и женился на ней сам.
Был поспешно организован развод Изабеллы с Онфруа IV де Тороном и Конрад получил права на корону. Однако Ги продолжал требовать признания себя в качестве короля.

-6

В третьем крестовом походе не было общей руководящей идеи. Движение крестоносцев в Святую землю направлялось разными путями, да и сами цели вождей, участвовавших в походе, были далеко не одинаковы. Четыре монарха - четыре цели.
Фридрих погиб первым, утонув в горной реке Селиф (сейчас - Гексу в Турции) и его войска повернули обратно, остальные собрались при осаде Акры и то не надолго. Великий магистр тамплиеров - Жерар де Ридфор, принимая участие в военных операциях против мусульман, в битве при Акре 4 октября 1189 года был вторично захвачен в плен и обезглавлен, так был утерян "дипломат".

Когда Ричард прибыл в Акру, он поддержал своего вассала Ги де Лузиньяна в его борьбе с Конрадом за корону, который в свою очередь получил помощь от своих родственников Филиппа II Французского и Леопольда V Австрийского, что и привело к разделению крестоносцев на два враждебных лагеря, а впоследствии король Ричард остался один. Неудивительно что Ричарда по возвращению домой, впоследствии захватил Леопольд.

Во время похода крестоносцы сумели отвоевать Акру, а главный противник Салах-ад-дина - Ричард I Львиное Сердце разбил войска мусульманского полководца в битвах при Арсуфе и при Яффе, из-за чего султан был вынужден уступить побережье от Тира до Яффы христианам, но при этом сохранил за собой Иерусалим, так как Ричард, имея отличный английский флот, не желал уходит вглубь территорий Палестины. Кроме того, Салах-ад-дин позволил христианским паломникам беспрепятственно посещать Иерусалим. Главный оппонент крестоносцев пользовался уважением в христианской Европе за рыцарские доблести: храбрость и великодушие к противнику. Английский король стал почти другом Салах-ад-дина: они отзывались друг о друге исключительно восторженно, предоставляя различные льготы подданным друг друга, хотя ни разу не встречались лицом к лицу. Однако, по сообщению хрониста Вильгельма Тирского, после взятия Акры, Ричард приказал казнить 2700 пленных мусульман: «со связанными руками они были умерщвлены на виду у сарацин». Хорошие отношения были нарушены.

Два враждебных лагеря
Два враждебных лагеря

Конрад с госпитальерами начал вести переговоры с Салах-ад-дином, подозревая, что следующим шагом Ричарда будет захват Тира, крепостей ордена и передача его Ги де Лузиньяну. Конрад рассчитывал на признание султаном себя в качестве правителя на севере и помощь в борьбе с Ричардом, в то время как Салах-ад-дин, параллельно вел переговоры с Ричардом о браке между его братом аль-Адилем и овдовевшей сестрой Ричарда Иоанной, намереваясь окончательно поссорить Конрада с крестоносцами. Ситуация приняла неожиданный оборот, когда посланник Ричарда, бывший муж Изабеллы - Онфруа IV де Торон, встретил посланника Конрада - Реджинальда Сидонского, случайно на охоте у султана. Соглашение сорвалось, как и брак Иоанны с мусульманином.

Несмотря на то, что Иерусалим не был взят, завоевания Ричарда обеспечили существование христианского королевства на Святой земле ещё на сто лет.

Кому же была выгодна смерть Иерусалимского короля?
Рассмотрим всех. Как было отмечено выше крестоносцы разделились на два враждебных лагеря:
1. Конрад Монферратский и его поддержка - французский король Филипп II Август, австрийский герцог Леопольд V Бабенберг и ... орден госпитальеров;
2. Английский король Ричард I и его поддержка - Ги де Лузиньян, Онфруа IV де Торон, Генрих II Шампанский и ... орден тамплиеров.

У всех исследователей, в основном, подозреваемых пять, и большинство из них из лагеря Ричарда, что может говорить только о заговоре:
1. Ричард Львиное Сердце. Первый в списке всех исследователей. О нем известно все, и на нем я останавливаться не буду.
2. Онфруа IV де Торон. Муж Изабеллы Иерусалимской. Изабелла и Онфруа любили друг друга, и Изабелла не хотела выходить замуж за Конрада, но Онфруа не желал идти на конфликт с другими баронами, которые запугали его. Конрад женился на Изабелле (хотя против закона была жива его первая жена) и занял королевский трон, как муж королевы, при поддержке Ибелинов и других баронов. После этого Онфруа присоединился к свите Ричарда Львиное Сердце, а так как свободно говорил на арабском, смог вести переговоры от имени Ричарда с мусульманами. Когда Конрад был убит ассасинами, Онфруа, Ричарда и некоторых других баронов из его свиты подозревали в заговоре.
3. Генрих II Шампанский. Был в свите Ричарда Львиное Сердце. В апреле 1192 года король Ричард послал Генриха в качестве своего представителя в Тир, чтобы сообщить Конраду Монферратскому о его избрании королём Иерусалима. Генрих вернулся в Акру и через два дня опять в Тир, якобы, чтобы помочь организовать коронацию Конрада, но в итоге оказался на похоронах. Он немедленно обручился с овдовевшей королевой Изабеллой и свадьба состоялась через восемь дней после смерти Конрада. Брак оказался скандальным, Генрих попросил разрешения на брак у своего дяди Ричарда, который дал согласие незамедлительно. Эта поспешность только подогрела подозрения в причастности Ричарда и Генриха к убийству Конрада.
4. Салах-ад-дин. Конрад были заклятым врагом султана, и его смерть могла ослабить крестоносцев и укрепить позиции мусульман в регионе. К тому же Салах ад-Дин и ранее использовал убийства как инструмент политической борьбы, и даже вел переговоры с Ричардом, для того чтобы отделить Конрада от крестоносцев. Хотя вряд ли - только за несколько лет до этого на Салах-ад-дина было совершено не менее 8-ми покушений ассасинов.
5. Ассасины. Нельзя обойти вниманием и загадочную организацию ассасинов. Известно, что убийство Конрада было совершено именно ими. Ассасины были известны своей независимостью и часто действовали по своему усмотрению. Возможно, их мотивы были гораздо сложнее, чем просто выполнение чьего-то заказа.

Расследуя дело, к ним бы я прибавил еще несколько лиц, желавших смерти короля:
1. Ги де Лузиньян. Мой первый подозреваемый, и что меня сразу насторожило - он боролся за свою корону и был похоронен в церкви тамплиеров в Никосии. Почему?
2. Анна Ватацина - жена Алексея Врана, из-за мести. Жена византийского военноначальника, которая любила своего мужа больше всех, и который был лично убит Конрадом Монферратским.
3. Жоффруа I де Лузиньян. Граф Яффы и Асколона. Как и "большинство Лузиньянов, он был врагом английских королей". В 1168 году Лузиньяны подняли мятеж против короля Англии Генриха II и убили его советника Патрика Солсберийского. В 1183 году Лузиньян объединился с другими баронами против Ричарда Львиное Сердце. Война, впрочем, закончилась в том же году, Жоффруа Лузиньян был вынужден присягнуть новому королю и чтобы искупить участие в мятеже, Жоффруа должен был принять участие в третьем крестовом походе, в который выступал Ричард Львиное Сердце. В 1188 году Жоффруа приплыл в Палестину, к этому времени королём Иерусалимским стал его брат, Ги де Лузиньян и он его поддержал. После смерти Конрада, Жоффруа передал свое графство Яффы и Аскелона своему брату Амори и уехал во Францию, где сразу же включился в борьбу с английскими королями.
4. Рено де Гранье (Реджинальд Сидонский). Согласно западным хроникам Третьего крестового похода, в битве при Хаттине, Рено оказался в арьергарде войска вместе с Балианом Ибелином и Жосленом III, братом свой жены, они стали трусами и бежали, затоптав в спешке своих собственных солдат. Рено бежали в Тир, где пытался здать город Салах-ад-дину. Когда Конрад Монферратский прибыл в город, он изгнал Рено из Тира. Анонимный автор хроники «Itinerarium Peregrinorum et Gesta Regis Ricardi» называет Реджинальда членом «Совета полнейшего беззакония» (вместе с Балианом Ибелином, Марией Комниной и Пайеном II Хайфийским). Рено знал арабский язык и выступал дипломатом: он не раз вёл переговоры с Салах-ад-дином от имени Конрада, а позже участвовал и в заключении мира уже с Ричардом. Западные летописцы обвиняли его в том, что он тайно принял ислам, и мог в исламском мире почти все.

Последний подозреваемый возник из книги Юлиана Семенова: "Закрытые истории":
"... между тамплиерами и ассасинами существовали тайные связи. Или даже нечто большее, чем связи. Естественно, все это происходило в глубокой тайне. Время, прошедшее с тех пор, лишь усугубило эту тайну. Отдельные детали, факты, всплывшие на поверхность, позволяют лишь догадываться о том, что было глубоко сокрыто. Что всегда удивляло историков – это организационное сходство двух орденов: «Ассасины, – были оригиналом, орден тамплиеров – их копией». Другие исследователи идут дальше. «Не копией, а филиалом», – утверждают они.
Во время третьего крестового похода в Палестине произошел интересный случай. Патруль рыцарей следовал по горной дороге вдоль озера. Было время затишья, армия сарацин отошла к северу, за холмы, и ничто не предвещало в ближайшие дни и недели ни битв, ни схваток. Рыцари были настроены благодушно, и, может, поэтому никто из них не заметил в сумерках всадника, который прятался в камышах. Всадник продолжал оставаться там, даже когда патруль проехал. Казалось, он ждал кого-то. Было уже совсем темно, когда он услышал условный знак – за поворотом дважды прокричала птица. Только тогда он тронул поводья и неслышно выехал на дорогу.
Когда, совершив объезд, патруль возвращался, кому-то из рыцарей послышался в стороне от дороги странный звук. Он явно не принадлежал ни зверю, ни птице – это был металлический звук, словно звякнуло оружие или стремя.
– Показалось, – сказал один.
– Сарацины, – возразил другой и на всякий случай переложил копье на сгиб руки.
Третий, тот, кто услышал этот звук, сделал остальным знак рукой, чтобы они молчали, и бесшумно спешился. Так же бесшумно он опустил забрало и, вынув короткий меч, исчез в темноте. Долгое время было тихо.
И вдруг два всадника вынырнули из темноты на дорогу и, заметив рыцарей, тут же помчались по ней прочь. Погоня была недолгой. Одного взяли в плен после короткой, но яростной схватки. Пленник молчал, придерживая рассеченную руку, – по пальцам стекала липкая, темная кровь. Смуглое лицо его было бледно и не выражало ничего, кроме презрения.
Второй, наверное, ушел бы и скрылся в темноте, если бы не плащ, который он не догадался сбросить. Это был белый плащ с красным крестом – плащ тамплиеров. Он сдался без боя, говорил, что не знал, что здесь свои, думал – его преследуют сарацины. О том, что делал он здесь, у ночной дороги, зачем встречался с «неверным», он не мог сказать ничего. Дело показалось странным. Тем более что при тамплиере оказался тяжелый мешок, а в нем 3000 золотых монет (более 5 кг золота - довольно значительная сумма, около 250 000 долларов в наше время). Сначала он признался, что получил его от араба - таков был приказ Великого магистра. Потом отказался от этих слов, но под пыткой подтвердил их снова. В отличие от него пленный не сказал ничего. Он оказался ассасином и умер в застенке.
Затем сам Великий магистр признал, что деньги предназначались для тамплиеров. Это ... якобы была ... дань?! Но ассасины никому и никогда не платили дани – это было хорошо известно. Впрочем, вскоре всем было уже не до этого случая – армия сарацин перешла в наступление. Нужно было сражаться, нужно было убивать, чтобы не быть убитым. Эпизод оказался забытым, но прошли века, прежде чем исследователи задумались над ним".


Сам Великий магистр признал, что деньги предназначались ... не тамплиерам, а ассасинам. По последним словам ассасина - за убийство дофина (наследника престола). Но еще он сказал и об заказчике - Ричарде, что может говорить только о том, что заказчиком был "тайный" противник английского короля.

-8

Последний подозреваемый - Великий магистр Ордена Храма!
В это время Великим магистром тамплиеров стал - Роберт IV, сеньор де Сабле - адмирал английского флота в южной Италии, который стал Великим магистром по велению короля Ричарда при осаде Акры. Он постоянно был посредником между Ричардом и всеми его противниками, который даже отдал деньги Ордена Ричарду за завоеванный им же Кипр. Интересный поворот. А у него был заместителем - Жильбер Эрайль (последующий Великий магистр), тоже интересная личность. Он был известен, как командующий Иерусалима, после потери которого был отозван и практически все знал об ассасинах.
Известно, что и раньше ассасины по заданию ордена тамплиеров принимали работу, в то время в резиденциях тамплиеров нередко можно было слышать арабскую речь.
Заставляют задуматься и некоторые внешние детали. Ассасины были облачены в белые одеяния (цвет невинности), подпоясанные красными поясами (цвет крови). Тамплиеры носили белые плащи с красными крестами на них. Случайно ли столь точное совпадение цветов?

В убийстве Иерусалимского короля в 1192 году, как и английского в 1100 году, я подозреваю Великого магистра тамплиеров, прямо или косвенно, но это ТАК!

Дорогой читатель подпишись и узнай много интересного.