Найти тему
КОСМОС

Как в США военные расстреляли мирный протест

Оглавление
Солдаты Национальной гвардии Огайо наступают на протестующих против войны в Кентском университете 4 мая 1970 года. Фото AP
Солдаты Национальной гвардии Огайо наступают на протестующих против войны в Кентском университете 4 мая 1970 года. Фото AP

Кандидат в президенты от республиканцев Дональд Трамп выразил намерение, если его переизберут на второй срок, использовать вооруженные силы США для подавления внутренних протестов. The New York Times сообщает, что союзники Трампа готовят юридические аргументы, чтобы обосновать использование Национальной гвардии или действующих военных для контроля над толпами.

Более того, как отмечает Times, Трамп утверждает, что, вернувшись в Белый дом, он отправит такие силы, не дожидаясь запроса со стороны властей штатов или местных органов.

Я — историк, написавший несколько книг о Вьетнамской войне, одном из самых противоречивых эпизодов в истории нашей страны. Моя новая книга, «Кентский университет: Американская трагедия», исследует историческое столкновение 4 мая 1970 года между протестующими против войны и войсками Национальной гвардии в Кентском университете в Огайо.

Конфликт перерос в насилие: войска открыли огонь по демонстрантам, убив четырех студентов и ранив девятерых, включая одного, который остался парализованным на всю жизнь.

На мой взгляд, перспектива отправки войск, как предлагает Трамп, тревожно напоминает действия, которые привели к расстрелам в Кенте. Хотя некоторые части действующих войск и Национальная гвардия обучены реагировать на беспорядки и насильственные протесты, их основная миссия по-прежнему заключается в том, чтобы воевать, убивать и побеждать в войнах.

Федерализация Национальной гвардии

Национальная гвардия — это сила из государственных милиций под командованием губернаторов. Президент может федерализовать ее во время национальных чрезвычайных ситуаций или для участия в боевых миссиях за рубежом. Гвардейцы тренируются один выходной в месяц и две недели каждое лето.

Обычно Национальная гвардия используется для ликвидации последствий природных катастроф и поддержки местной полиции при городских беспорядках, таких как бунты в Детройте в 1967 году, Вашингтоне в 1968 году, Лос-Анджелесе в 1965 и 1992 годах, а также в Миннеаполисе и других городах в 2020 году после смерти Джорджа Флойда.

Закон о мятежах 1807 года предоставляет президентам полномочия использовать действующие войска или Национальную гвардию для восстановления порядка в США. Однако президенты редко развертывают войска Национальной гвардии без согласия губернаторов штатов.

Основные современные исключения произошли во время движения за гражданские права, когда южные губернаторы сопротивлялись федеральным приказам о десегрегации школ в Арканзасе, Миссисипи и Алабаме. В каждом случае войска отправлялись для защиты чернокожих студентов от толп белых протестующих.

Противостояние в Кентском университете

К 1970 году война во Вьетнаме становилась все менее популярной, но протесты усилились 30 апреля, когда президент Ричард Никсон санкционировал расширение конфликта в Камбодже. В Кентском университете после полуденного антивоенного митинга 1 мая студенты, подогретые алкоголем, начали приставать к водителям в городе и разбивать витрины магазинов. 2 мая антивоенные протестующие подожгли здание, где проходили занятия программы подготовки офицеров резерва.

В ответ республиканский губернатор Джим Родс направил войска Национальной гвардии, несмотря на предостережения от университетских и многих местных властей, которые понимали настроение в городе Кент и на кампусе лучше, чем Родс. Прокурор округа Рон Кейн решительно предупреждал Родса, что привлечение Национальной гвардии может спровоцировать конфликт и привести к жертвам.

Тем не менее Родс, отстававший в предстоящих республиканских праймериз на место в Сенате, решил показать себя решительным лидером, который не собирается уступать «длинноволосой толпе». «Мы это остановим!» — закричал он, ударяя по столу на пресс-конференции в Кенте 3 мая.

Сотни солдат Национальной гвардии были размещены по всему городу и на территории кампуса. Университетские власти объявили, что дальнейшие митинги запрещены. Тем не менее 4 мая на кампусной лужайке собралось от 2 до 3 тысяч студентов на очередной антивоенный митинг. Их встретили 96 гвардейцев под командованием восьми офицеров.

В воздухе витало напряжение, так как студенческий гнев по поводу расширения войны Никсоном смешался с негодованием из-за присутствия гвардейцев. Протестующие скандировали антивоенные лозунги, выкрикивали ругательства в адрес гвардейцев и показывали непристойные жесты.

«Огонь в воздух!»

Гвардейцы, направленные в Кент, не имели подготовки по снижению напряженности или минимизации применения силы. Тем не менее их командующий, генерал-адъютант Национальной гвардии Огайо Роберт Кентербери, решил использовать их для разгона того, что Министерство юстиции позже признало законным собранием.

На мой взгляд, это было опрометчивое решение, которое только усилило уже напряженную ситуацию. Студенты начали забрасывать численно превосходящих их гвардейцев камнями и другими предметами. В нарушение правил Национальной гвардии Огайо Кентербери не предупредил студентов о том, что у гвардейцев в винтовках боевые патроны.

Когда напряжение усилилось, Кентербери не смог должным образом контролировать своих все более напуганных солдат — основную ответственность командующего на месте. Этот провал в руководстве привел к нарушению дисциплины при контроле огня — обязанности офицеров по жесткому контролю над стрельбой подчиненных.

Когда протестующие приблизились к гвардейцам, сержант взвода Мэтью Макманус крикнул: «Огонь в воздух!» — в отчаянной попытке предотвратить кровопролитие. Макманус хотел, чтобы солдаты стреляли над головами студентов, чтобы предупредить их. Но некоторые гвардейцы, находившиеся в противогазах, которые затрудняли слух в шумной и хаотичной обстановке, услышали только первую часть приказа и открыли огонь по студентам.

Гвардейцы не были обучены стрельбе предупредительными выстрелами, что противоречило правилам Национальной гвардии. Кроме того, Макманус не имел права отдавать приказ на стрельбу, если рядом находились офицеры, а они там были.

Многие гвардейцы, участвовавшие в событиях в Кенте 4 мая, позже задавались вопросом, почему их вообще туда отправили. «Боевые патроны и примкнутые штыки — это слишком жесткие меры для студентов, которые упражняются в свободе слова на американском кампусе», — сказал один из них в интервью для устной истории. Другой с печалью спросил меня в 2023 году: «Почему бы не отправить солдат, обученных убивать, в университет для выполнения полицейской функции?»

Боевые силы

Оборудование и подготовка Национальной гвардии значительно улучшились за десятилетия, прошедшие с событий в Кентском университете. Однако гвардейцы по-прежнему остаются войсками, которые в первую очередь обучены воевать, а не контролировать толпы. В 2020 году тогдашний начальник Бюро Национальной гвардии генерал Джозеф Леньель сказал журналистам, что «миссия по контролю за гражданскими беспорядками является одной из самых сложных и опасных … в нашем внутреннем арсенале».

На мой взгляд, трагедия в Кенте подчеркивает, насколько важно, чтобы власти осмотрительно подходили к реагированию на протесты и с особой осторожностью применяли военные силы для их подавления. Применение силы по своей природе непредсказуемо, часто неконтролируемо и может привести к фатальным ошибкам и длительным человеческим страданиям. И хотя протесты иногда нарушают правила, они не всегда бывают настолько деструктивными или опасными, чтобы оправдать ответ силой.

Агрессивное применение силы часто усиливает напряжение и усугубляет ситуацию. Напротив, исследования показывают, что если протестующие видят, что власти действуют сдержанно и относятся к ним с уважением, они с большей вероятностью остаются ненасильственными. Расстрел в Кенте демонстрирует, почему применение силы должно быть крайней мерой в ответ на протесты — и мерой, сопряженной с серьезными рисками.