Найти тему
Глобальная История

Философия вкратце: Поздние досократики

Греки в поиске. Греки стали задаваться вопросами, которые обычно люди перед собой не ставят. Но эти вещи важны и постановка вопросов необходима. Еще Ферекид пытался очистить идею бога. Ксенофан из Колофона, еще до Парменида – поставил вопрос о том, что есть Бог. Наши верования в чем-то соответствует истине. Но если бог лучшее чем мы, то не может быть многих наилучших. Бог обязательно должен быть один. Бог – это абсолютное и только одно. Все представление о богах – антропоморфные или зооморфные есть иллюзия, насмешка над истиной. Ничего из того, что мы созерцаем не может быть уподоблением Богу. Бог сознает бытие. Бог абсолютный ум и сознание. О творении мира Ксенофан не говорит ни слова. Ксенофан, по словам Аристотеля, первым выступил с монистической идеей. Божественное сферично. Одновременно с Ксенофаном, другой ученый – Парменид размышляет о бытии. Понимание бытия у Парменида вполне материально. В своей поэме, Парменид говорит о своем вояже на небеса, где его встречает богиня и рассказывает ему об истине. Бытийность – онто. То, что есть. Онтология, учение о том, что есть. Бытие это не что-то, а сама бытийность.

Парменид
Парменид

Все – это бытие. Мысль о наличии небытия нелепа. Небытие нельзя помыслить, ведь все что мы можем помыслить – уже есть бытие. И вся наша мысль, в целостности и в отдельности – бытийна. Нельзя помыслить небытие. Мысль, кружащаяся по кругу.

Область мнений. В бытии, которое целостно, нет разрывов. Но людям так же кажется, что что-то происходит. День сменяет ночь, но это область мнений. Бытие же – целостно.

Чистый ум существует в бытии. И мы существуем в бытии – целостный мир. И именно этот целостный мир доказывал Парменид.

Эмпедокл
Эмпедокл

Затем начался процесс философского синтеза в античной Греции. Различие позиций Гераклита и Парменида взывало к тому, чтобы они были согласованы. Первым в разрешении этой задачи, на сцену выступил Эмпедокл из Акраганта..

Бытие по Эмпедоклу неизменно, как бытийность, но внутри себя оно живет и изменяется. Есть четыре элемента – классических – огонь, воздух, вода и земля – они смешиваются и переходят в друг друга под воздействием двух ведущих сил – любви и ненависти. Подвижное внутри себя бытие, бытие живое внутри себя. Эмпедокл первым выводит понятие силы за пределы архэ. Силы есть часть целостности, но внутри бытие не одно. И потому есть как элементы, так и силы. Любовь и ненависть, притяжение и отталкивание, то что суть свойственно всему и всем. Эмпедокл по сути своей был мистиком. Он считал, что существует сфера божественного, где все есть в любви. Сфера – идеальное бытие, синтез всех элементов. Царство ненависти – хаос – полный распад.

От человека зависит его будущее, мистическая нотка орфизма – человек своими делами, и пронизанность любовью или ненавистью зависят его грядущие перерождения, и как жаждуемый венец – слияние с Богом. Если человек строит свою жизнь в любви, то он возвышается до сферы божественного – созидательное начало. Путь ненависти – деградация человека и ниспадение до низших существ.

Вновь Эмпедокл
Вновь Эмпедокл

Один трактат Эмпедокла классический по названию – «О природе», второй – мистико-религиозный – «Очищения». Он повествует о том, как человеку достичь божественного, очистить душу свою.

Однако, схема Эмпедокла была воспринята мыслителями Греции как схема грубая, откат – возвращение к элементам. Тем не менее, Эмпедокл объяснял возможность движения бытия, что было существенно. Перед мыслью вставало понимание того, что мир умопостигаемый устроен совершенно непросто. Парменид поставил проблему согласования умопостигаемого и эмпирического. Греческие мыслители, как правило, делали выбор в пользу умопостигаемого. Ум, как было доказано элеатами видит мир иначе, нежели чувства. Но вопросы множественности и движения в бытии стояли остро.

Анаксагор
Анаксагор

Тем временем философия начала развиваться в центре греческого мира – в Афинах. Анаксагор из Клазомен ставил сходные с Эмпедоклом вопросы. Но нашел для дела согласования Парменида и Гераклита более изящное решение. Все в мире состоит из гомеомерий – качественных, мельчайших, бесконечно делимых частиц. Все есть во всем. Предмет познается по тому, какая качественная частица преобладает в нем в количественно плане. Хаос эти сущностей – гомеомерий – упорядочивает высший Ум – дух – Нус. Ум частицы превращает в зримые тела, через упорядочение. Ум отделен от всего, и правит всем. Частицы не обладают пространственным измерением. Гармония бытия целенаправленна, она обусловлена замыслом Ума – Нуса.

Младший ровесник Анаксагора – Демокрит из Абдер, ученик Левкипа. Его, в отличии от Гераклита – философа «плачущего», называли смеющимся философом. Он был крайне плодотворным ученым и философом. Автор множества сочинений на совершенно различные темы. Демокрит был убежденным демократом по своим политическим воззрениям.

Вступая в диалог с Анаксагором, Демокрит вопрошает о том, как пространственные вещи могут складываться из непространственных элементов. Демокрит постулирует предел делимости – мельчайшие элементы – атомы. По мысли Демокрита существуют лишь атомы и пустота. В пустоте свободно перемещаются и смыкаются атомы.

Демокрит
Демокрит

О душе и о высшем духе Демокрит так же говорит, что они слагаются из атомов, из гладких и круглых, легко воспламеняемых. Но в Демокрите не стоит видеть предшественника материализма в марксистском смысле слова. Идея предельности сущности.

Предел развития мысли вне Афин - Диоген Аполлонийский прокладывал дорожку к платоническому идеализму, говоря о Боге, как об умном воздухе. Бог пребывает в каждой вещи, он уходит из человека, когда прекращается дыхания, восходит к единому и возвращается в рождении.

Спасибо за внимание.