Что мы узнали в прошлой статье? Что художественное направление «русский стиль» зародилось как часть общеевропейской моды XIX века на все национальное. Едем дальше.
Во время правления Николая I Россия тоже начала поиск своих корней. Причем издалека, аж в Византии.
Концепция наследования Византии была важна Николаю одновременно и политически, и религиозно. Все-таки «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать».
Так сформировался русско-византийский стиль — первый этап в развитии русского стиля.
Два самых ярких архитектурных образца этого направления находятся в Москве и оба их создал один архитектор — Константин Тон.
Проект Храма Христа Спасителя задумал еще император Александр I, но построили его уже при Николае I. Построили не просто так, а в честь разгрома Наполеона в Отечественной войне. Сама идея восходит к древним русским традициям обетных храмов, которые возводили в честь победы над противником. А восстановление Храма Юрием Лужковым после взрыва большевиками стало одним из главных символов «возвращения дореволюционной России» в 1990-е. Так что тут прям двойное возвращение к корням.
Большой Кремлевский дворец построили на руинах дворца Ивана III, также следуя идее многолетнего триумфального торжества Москвы, которая пережила наполеоновское нашествие и разрушительный пожар.
В прикладном и изобразительном искусствах русско-византийский стиль ярко проявился благодаря «художественной археологии». Родоначальник этого направления — реставратор, художник и археолог Фёдор Солнцев. Именно он подготовил «Дре́вности Росси́йского госуда́рства» — научный труд, где максимально точно описаны основные памятники истории России.
500 листов красочных хромолитографий с предметами утвари, народными костюмами и древнерусским зодчеством, которые можно разглядывать часами.
Подробнее про самую дорогую русскую историческую книгу и «художественную археологию» расскажем в следующей статье — не пропустите!
Исторические украшения и предметы ищите на сайте https://lom-history.ru/