В целях совершенствования законодательного регулирования и создания благоприятной правовой среды для реализации стратегии компании, как правило, утверждается План регуляторных инициатив (далее - План).
Под регуляторной инициативой понимаются:
- предложения по принятию, изменению, отмене федеральных законов, иных нормативных правовых актов, нормативных актов иных регулирующих организаций; формированию или изменению правоприменительной практики[1] в целях развития текущей и перспективной деятельности компании;
- предложения по изменению проектов законодательных актов, разрабатываемых федеральными органами государственной власти и иными субъектами права законодательной инициативы, с целью устранения или минимизации регуляторного риска, выявленного в таких проектах.
План формируется на основании представленных профильными подразделениями компании предложений и ежегодно актуализируется. Утверждение Плана осуществляется организацинно-распорядительным документом компании.
План, обычно, включает в себя следующую информацию:
- наименование инициативы, ее краткое описание (предложение о внесении изменений в действующее правовое регулирование);
- наименование федерального закона, иного акта, который предлагается принять, изменить или отменить;
- название стратегической программы, для достижения целей которой вносится данная инициатива, а также приоритет инициативы, который присваивает, как правило, подразделение компании, ответственное за стратегию и развития (далее - Департамент стратегии);
- информацию о сотруднике компании, ответственном за проработку обоснования инициативы (далее - куратор GR инициативы);
- срок реализации инициативы;
- стадия, на которой находится инициатива[2].
1. Включение в План регуляторных инициатив
Как правило, во второй половине года, ответственное за GR подразделение компании (далее - Департамент GR) осуществляет информационную рассылку всем руководителям профильных подразделений компании о начале процесса актуализации Плана регуляторных инициатив на следующий год.
Профильные подразделения компании заполняют форму для включения в План регуляторных инициатив и направляют их на согласование в подразделение компании, ответственное за юридические вопросы (далее - Правовой департамент) и в Департамент стратегии.
Правовой департамент проводит правовую экспертизу предложения, по итогом которой дает заключение.
Департамент стратегии выставляет приоритет инициативе и проверяет правильность привязки к стратегической программе, указанной подразделением.
При наличии вопросов и разногласий проводятся встречи с кураторами регуляторных инициатив, Правовым департаментом и Департаментом стратегии.
Далее итоговая версия утверждается организационно распорядительным актом компании.
2. Работа по Плану регуляторных инициатив в течение года
После утверждения Плана регуляторных инициатив осуществляется проработка инициатив сначала внутри компании, а затем осуществляется донесение позиции компании до уполномоченных государственных органов.
Внутри компании инициатива проходит 3 стадии:
- стадия 1 «идея»,
- стадия 2 «подготовка обоснования»
- стадия 3 «подготовка текста поправок»
На данных стадиях большую роль играет куратор регуляторной инициативы в профильном подразделении т.к. сотрудник профильного подразделения осведомлен в большей мере о процессах подразделения и может подготовить качественное обоснование с приложением необходимых расчетов и аргументации. Департамент GR выступает координатором в вопросах проработки инициативы внутри компании. Правовой департамент оказывает содействие при подготовке текста планируемых к продвижению поправок.
После проработки инициативы внутри компании начинается «внешняя» стадия 4 «продвижение инициативы». На данной стадии Департамент GR предпринимает действия по доведению до сведения уполномоченных государственных органов предложений компании. Совместно с куратором регуляторной инициативы осуществляются мероприятия, направленные на:
- реализацию инициативы в форме принятия, изменения, отмены федеральных законов, иных нормативных правовых актов;
- формирование или изменение правоприменительной практики в части толкования и разъяснения правовых норм.
После принятия необходимого нормативного акта или получения необходимого разъяснения инициатива считается реализованной и исключается из Плана регуляторных инициатив.
3. Работа над инициативой в стадии 1 «идея»
Для осуществления работы над регуляторными инициативами в компании, как правило, создается специализированная рабочая группа по совершенствованию законодательного регулирования и созданию благоприятной правовой среды (далее – Рабочая группа по GR), на которой рассматриваются регуляторные инициативы после утверждения соответствующего Плана регулаторных инициатив.
Куратор GR инициативы готовит материалы для членов Рабочей группы по GR.
Заседания Рабочей группы по GR организовывает Департамент GR, на нем присутствуют куратор GR инициативы, члены Рабочей группы и иные заинтересованные подразделения.
По итогам рассмотрения инициативы может быть принято решение:
- об исключении инициативы;
- о переводе ее в стадию 2 «подготовка обоснования». В таком случае куратору GR инициативы могут быть даны рекомендации о дополнительной проработке инициативы: уточнение сведений, подготовка дополнительных расчетов, формулирование аргументации.
4. Работа над инициативой в стадии 2 «подготовка обоснования»
По итогам рассмотрения на Рабочей группе по GR куратор GR инициативы дорабатывает инициативу в соответствии с полученными рекомендациями и направляет запрошенные материалы в Департамент GR и иные заинтересованные подразделения компании.
После анализа представленных материалов проводится дополнительная встреча в формате Рабочей группы по GR для обсуждения дальнейших шагов по продвижению инициативы. По итогам рассмотрения инициативы на данном этапе может быть принято решение:
- об исключении инициативы;
- о переводе в стадию 3 «подготовка текста поправок». По итогам куратору регуляторной инициативы даются рекомендации о разработке проекта обращения в уполномоченный государственный орган и о формулировке необходимых поправок.
В некоторых случаях принимается решение об отсутствии необходимости внесения изменений в существующее законодательство, но признается наличие проблем, связанных с возможностью неоднозначного толкования правовых норм. Куратору рекомендуется подготовить проект письма в уполномоченные государственные органы с просьбой дать разъяснения для устранения неясностей действующего регулирования.
5. Работа над инициативой в стадии 3 «подготовка текста поправок»
Куратор GR инициативы готовит проект обращения и поправок и направляет его на согласование в Департамент GR, Правовой департамент и при необходимости в иные заинтересованные подразделения.
После согласования проект обращения подписывается курирующим руководителем компании и направляется в уполномоченные государственные органы.
По итогам работы над инициативой на данном этапе принимается решение о переводе инициативы в стадию 4 «продвижение инициативы».
6. Работа над инициативой в 4 стадии «продвижение инициативы»
Продвижение инициативы в государственных органах с целью ее принятия – процесс, который в каждом случае различается в зависимости от содержания регуляторной инициативы. Можно выделить четыре типовых способа такого продвижения.
6.1. Продвижение регуляторных инициатив, по которым необходимо получить разъяснения от уполномоченного государственного органа (внесения изменений в законодательство не требуется).
По таким инициативам Департамент GR после направления обращения в государственный орган:
- получает информацию об ответственном исполнителе в государственном органе;
- осуществляет взаимодействие с исполнителем или руководителем ответственного департамента государственного органа (дает разъяснения, при необходимости предоставляет дополнительные сведения и статистику);
- организовывает мероприятия и участвует вместе с куратором инициативы в совещаниях по данному вопросу, инициированных в государственных органах;
- привлекает к обсуждению профессиональное сообщество.
Если по итогам получен официальный ответ от государственного органа с необходимыми разъяснениями, соответствующими интересам компании, тогда инициатива считается реализованной и исключается из Плана.
Если по итогам получен ответ, противоречащий интересам компании, тогда проводится дополнительное рассмотрение вопроса на Рабочей группе по GR, в ходе которого вырабатываются дальнейшие шаги по продвижению инициативы (работа с аргументами государственного органа, поиски иного пути решения проблемы).
6.2. Продвижение регуляторных инициатив через инициирование нового законопроекта.
По таким инициативам Департамент GR после направления обращения в государственный орган:
- проводит коммуникацию с государственными органами до получения официального ответа на ранее направленное обращение компании;
- проводит коммуникацию (в том числе совещания) с ключевыми государственными органами по итогам официального обращения компании в целях добиться поддержки регуляторной инициативы;
- оказывает возможное содействие государственному органу, инициировавшему разработку законопроекта, в процессе согласования законопроекта заинтересованными органами власти;
- отслеживает внесение законопроекта в Правительство Российской Федерации и выход положительного отзыва;
- отслеживает включение законопроекта в план рассмотрения Государственной Думы Российской Федерации;
- отслеживает поправки, поступившие к 1-ому чтению;
- отслеживает принятие законопроекта в 1-ом чтении;
- отслеживает поправки, поступившие ко 2-ому чтению, с целью определить, не меняют ли они концептуально основные положения проекта;
- отслеживает выпуск положительного решения профильного Комитета Государственной Думы и назначение даты рассмотрения во 2-ом чтении;
- отслеживает принятие законопроекта во 2-ом и 3-м чтении; рассмотрение Советом Федерации и подписание Президентом
После принятия соответствующего закона инициатива исключается из Плана на основании ее реализации
6.3. Продвижение регуляторной инициативы через внесение поправок в законопроект, уже подготовленный к рассмотрению во 2-ом чтении.
Подготовка законопроекта ко 2-му чтению – важный и ответственный момент, когда законопроект может существенно дополняться (см. подробнее Решения GR. Часть 4). Некоторые поправки целесообразнее вносить именно на этом этапе, чтобы сократить время на согласование со всеми заинтересованными органами власти.
В случае принятия решения действовать таким образом, Департамент GR:
- проводит коммуникацию с государственными органами до получения официального ответа на ранее направленное обращение;
- проводит коммуникацию (в том числе совещания) с ключевыми государственными органами по итогам официального обращения компании в целях добиться поддержки регуляторной инициативы;
- оформляет необходимые поправки в законопроект;
- представляет поправки в ответственный Комитет Государственной Думы с приложением ранее согласованного законопроекта со стороны заинтересованных государственных органов (если проводилось);
- оказывает экспертное содействие, направленное на принятие профильным Комитетом Государственной Думы решения об одобрении необходимых поправок к законопроекту при рассмотрении его во втором чтении и отслеживает планируемую дату проведения 2-го чтения;
- отслеживает принятие законопроекта во 2-ом и 3-м чтении; рассмотрение Советом Федерации и подписание Президентом.
После принятия соответствующего закона инициатива исключается из Плана на основании ее реализации.
6.4. Продвижение регуляторной инициативы посредством разработки новых актов или внесения изменений в действующие акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, акты федеральных ведомств и акты иных организаций.
Порядок разработки новых актов или внесения изменений в действующие акты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения), в нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и в акты иных организаций описаны в статьях Решения GR. Часть 5, Решения GR. Часть 6 и Решения GR. Часть 7.
Департамент GR в данном случае:
- проводит коммуникацию с государственными органами до получения официального ответа на ранее направленное обращение;
- проводит коммуникацию (в том числе совещания) с ключевыми государственными органами по итогам официального обращения компании в целях добиться поддержки регуляторной инициативы;
- отслеживает процесс разработки акта на предмет учета подготовленных компанией поправок;
- оказывает экспертное содействие, направленное на принятие акта в редакции, соответствующей интересам компании.
Особенности осуществления GR-деятельности в части продвижения со стороны компании новых актов или внесения изменений в действующие акты Президента (указы и распоряжения) рассмотрены в статье Решения GR. Часть 8.
После принятия соответствующих нормативных актов инициатива исключается из Плана на основании реализации.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Под правоприменительной практикой понимается толкование правовых норм, восполнение и неясностей действующего регулирования путем издания органами власти соответствующих разъяснений.
[2] В Плане регуляторных инициатив регуляторная инициатива может быть в 4 стадиях: стадия 1 «идея», стадия 2 «подготовка обоснования», стадия 3 «подготовка текста поправок», стадия 4 «продвижение инициативы».