Без истории села Обшаровка невозможно понять почему именно оно стало одним из самых крупных и развитых поселений губернии после Самары. Я буду параллельно рассказывать историю села и его домов. Начнём?
В середине 18 столетия по инициативе императрицы Екатерины II началось интенсивное заселение пустынного левого берега Волги. В первую очередь сюда переселялись крестьяне из центральных областей России: из Ярославской, Владимирской, Тульской губерний. Сюда же уходили от нищеты и безземелья многие жители правобережных селений.
К тому же, Екатерина II в 1762 году издала манифест, по которому старообрядцам было разрешено свободно поселяться и отправлять богослужение на землях между реками Большой и Малый Иргиз. Так вот такие старообрядцы жили в 100 километрах ниже Самары, на правом берегу Волги, в селе Костычи (ныне район города Октябрьск).
Крестьяне жили там бедно, истощённые земли не давали урожая. Поэтому все взрослые мужчины уходили летом на заработки: одни становились бурлаками, другие сгоняли вниз по Волге плоты, третьи работали в каменоломнях. Измученные они поздней осенью пешком возвращались домой.
Позже крстьяне, в т.ч. старообрядцы, из села Костычи переправились на левый берег Волги и образовали село на реке Ерыкле - Новые Костычи. Говорят, что селение было основано при содействии богатого сызранского купца Ладваннова. Больше о распрях старообрядцев и Самарской епархии здесь.
С конца XVIII века село было причислено к Сызранскому уезду Симбирской губернии. Одним концом Новые Костычи упирались в большой Оренбургский тракт, по которому всё лето шли гурты рогатого скота, табуны, отары, направлявшиеся в Москву и другие промышленные центры России. Большой Оренбургский тракт имел в ширину от 200 до 300 метров, и скот, проходивший по нему, питался подножным кормом. Через каждые 25 километров были вырыты государственные колодцы для водопоя скота. Зимой по этому тракту шли конные обозы, груженные рыбой из Уральска, мясом и хлебом из Оренбурга и других сёл, разбросанных на необъятной степной равнине.
На рубеже XIX–XX веков в Обшаровке трудился известный иконописец, старообрядец поморского согласия, Т. С. Новиков.
Во времена царствования Александра II Россия устремилась на Восток. Молодой промышленности нужны были новые рынки сбыта. 17 августа 1876 года царское правительство приступило к строительству Транссибирской железнодорожной магистрали - участок Батраки (ныне город Октябрьск) - Самара. Одновременно с этим начались работы по возведению железнодорожного моста через Волгу. А на левом берегу произошла закладка первой станции Самаро-Оренбургской железной дороги, которой дали название "Обшаровка".
Через четыре года 20 августа 1880 года, строительство моста было завершено, и он был пущен в эксплуатацию. Мост являлся тогда самым грандиозным сооружением русского инженерного искусства. По протяженности пролетов, он занимал первое место в Европе и шестое место в мире.
Создание железнодорожной станции придало значительный импульс развитию села.
Из воспоминаний жителя села Обшаровка Бориса Васильевича Пудовкина: «Эти земли осваивались, засеивались, причём большие массивы принадлежали богатым людям, известным в селе по нескольким фамилиям, как Калмыковы, Еремины, Зотовы, Романеевы. Все остальные крестьяне жили не бедно, много было середняков и зажиточных, имевших по паре лошадей, овец, свиней и другую живность.».
К началу XX века с. Обшаровка являлось одним из самых крупных селений губернии. В нём насчитывалось 1059 дворов и проживало 5528 жителей (2654 мужчин и 2874 женщин). Имелось 4 школы: церковно-учительская, образцовая 3-классная при церковно-учительской, министерские — мужская и женская.
Советская 98, Дом купца 1-й гильдии Василия Завьялова. С 1946 года здесь располагается вспомогательная, ныне коррекционная школа-интернат.
Имя купца всё ещё отмечено на крыше входа как ВЗ, поэтому звалась как "Завьяловская" школа
На селе было несколько арендаторов больших земельных массивов: Ерёмин А.П., Голошубин Е., Завьялов М.М., они содержали в аренде целые участки. С ними вместе в аренде участвовали с десяток хозяйств, более мелкого ранга по состоянию. Был на селе и купец Калмыков (его дом покажу на фото ниже), который занимался скупкой и продажей хлеба.
Также действовали земская станция, приёмный покой, фельдшер и две фельдшерицы, ветврач и фельдшер, агроном уездного земства, волостное правление, урядник, аптека. Хозяйственный облик села определяли 22 мельницы, 2 кожных, 4 овчинных и 3 кирпичных завода, 7 кузниц, ярмарки.
Из воспоминаний жителя села Б. В. Пудовкина: «В селе было две церкви. Одна православная высокая из красного кирпича. На Советской улице стояла вторая церковь - Старообрядческая (Советская 116).
Кроме того, в этом же конце села были моленные дома сектантов. Причём в одной секте была наставницей женщина — Балясова.
Село было большое, в нём было четыре школы. Начальные школы и школа-семилетка. Эта школа была построена до революции недалеко от церкви в центре села. Школа была деревянная, одноэтажная с коридором, стены которого обделаны деревянными панелями. Были кассы и учительская комната. Школа и все постройки были покрашены жёлтой краской, и поэтому она называлась «Жёлтой школой».
Ещё была школа-семилетка железнодорожная, и находилась она на станции. Высшее начальное училище, организованное после революции на базе женской гимназии, просуществовало недолго, было закрыто.
Начальные обе школы находились в двухэтажных кирпичных домах. Оба здания начальных школ раньше принадлежали богатым людям села, и, хотя они имели номера, их просто называли Завьяловская (на фото выше) и Калмыковская (на фото ниже).
В центре села была базарная площадь, где в воскресные дни съезжались крестьяне, продавая плоды своих трудов.
От базарной площади шли ещё три улицы, перпендикулярно центральным, которые назывались «Юрловки».
Рядом с базарной площадью был построен ещё до революции на средства крестьян Народный дом им. Н. В. Гоголя. После революции он использовался как клуб, который играл большую культурно-просветительную роль. В первые годы после революции в него приезжало много артистов-гастролёров.
Старообрядческий религиозный центр, начало ХХ в
Ещё до Октябрьской революции в селе была построена больница. Она находилась на горе, совершенно изолированно от села.
Позже основным занятием для крестьян стало сельское хозяйство, а зимой они находили себе работу на железной дороге и на асфальтовом заводе.
1 августа 1914 года десятник Арефьев вручил мужикам мобилизационные повестки. Кулаки скупали пустующие земли.
Все крестьяне занимались индивидуальным сельским хозяйством, жили хорошо, в достатке, так как земли было достаточно.
Советская, 136. Усадьба купца Калмыкова, конец ХIХ - начало ХХ в. Потом здесь открыли школу, комнаты разделили на классы. Нынешнее использование дома неизвестно. Пруфы, хоть и косвенные, https://школьныйтуризмроссии.рф/routes/detail/?ELEMENT_ID=1545
После Февральской революции 1917 года в Обшаровке была создана партийная ячейка, которая призывала крестьян вступать в ряды партии большевиков.
Весной 1918 года начался известный мятеж белочехов. Мятежники заняли Сызрань, вышли к Волге, к железнодорожному мосту.
Утром 1 июня белочехи пошли в атаку, пустив в ход пушки и пулемёты. Их пехоту сопровождал бронепоезд. Со станции Обшаровка ему навстречу был пущен старый паровоз. Произошло столкновение, бронепоезд был остановлен. Вечером белочехи перешли мост и ворвались в Обшаровку.
Советская 131, ныне Техникум им. Суркова. Прежде Школа механизации 1935 года История техникума началась в 1935 г., когда приказом Краевого Земельного управления в с.Обшаровка была основана Обшаровская школа комбайнеров. В школу присылали обучаться курсантов из машинно – тракторных станций Большеглушицкого, Большечерниговского, Хворостянского и других районов. Каждый год выпускали по 400 - 450 обученных рабочих. В сентябре 1940 г. Обшаровская школа комбайнеров была переименована в Обшаровскую школу механизации сельского хозяйства, стали готовить мотористов и машинистов. В 1941 – 1945 гг. были призваны на фронт 17 работников школы и 6 учащихся. Выпускник школы В.И.Сурков погиб в 1943 г. За образцовое выполнение боевых заданий… и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Суркову Василию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно)
В августе 1918 года создаётся восточный фронт под командованием Михаила Тухачевского, организуется Волжская военная флотилия. 3 октября дивизия Гая Дмитриевича Гая, преследуя отступающих белочехов, подошла к железному мосту через Волгу. 4 октября отступающие мятежники взорвали второй и третий пролёты моста. В марте 1919 года мост был восстановлен.
В 1919 году по решению Самарского Губкома партии в Обшаровке создаётся районный партийный комитет и проходит первая районная партийная конференция. В этом же году в селе была учреждена комсомольская организация, первым секретарём которой стал Михаил Козлов.
Годы коллективизации. Из воспоминаний жителя села Б. В. Пудовкина: «Вспоминаю 1924 год, когда весной был очень большой разлив Волги. В некоторые годы вода довольно часто подходила к селу, а в этот год даже залила часть села. Это низкую его часть — Тростянку.
К селу подходили небольшие пароходы. За мою жизнь в селе это было один раз. В этот год пострадало много садов, которые вымокли и потом засохли.
Построили это здание в начале XX века. Здание находится на территории техникума, является библиотекой.
В те времена, когда мы жили в селе, ходил дачный поезд, утром от Сызрани до Самары и шёл вечером обратно.
В годы коллективизации в село ежегодно приезжали различные заготовители, которые покупали у крестьян вишню и отправляли её в вагонах по железной дороге в Оренбург, где в степях не было садов, а основная масса отправлялась в Омск, Иркутск и вплоть до Читы в Забайкалье.
Некоторые заготовители привозили банки, сахар, котлы для варки варенья, которое также отправлялось в дальние города.
Этот период был трудным для крестьян села, т. к. в одно время поспевала в садах вишня, а в поле рожь, и у большинства крестьян не хватало рабочих рук. Приходилось нанимать женщин, приезжавших специально в это время из-за Волги из малоземельных сёл и деревень жать рожь серпами, т. к. техники было мало, вязать снопы сжатого хлеба машинами — жатками или лобогрейками, которые сами не связывали снопы, а только сжинали хлеб и сбрасывали кучки, связать снопы надо было руками. Если семья сама не справлялась с уборкой хлеба, то приходилось нанимать женщин стричь вишню.
Вот эти факторы и обуславливали зажиточность крестьян, которые впоследствии привели к репрессиям по отношению к ним, как к людям, пользовавшимся наёмным трудом.
Село было большое, тянулось от станции железной дороги до другого конца на пять километров и насчитывалось жителей до 18 тысяч человек. Главная улица была Советская, шла во всё село, вдоль её, ближе к реке Ерыкле, тянулась улица Набережная, а ближе к горе — Крестьянская.
Здание построили для Обшаровской церковно-учительская школа в 1900 году. Об этом свидетельствует статьи А. П. Холмогорова 1910 г., опубликованных в «Самарских Епархиальных Ведомостях»: «Обшаровская церковно-учительская школа за 10 лет её существования»
На 1908 - начало 1911 гг., протоиерей А.П.Холмогоров являлся заведующим Церковно-учительской школой в селе Обшаровке Самарского уезда Самарской губернии (впоследствии - Самарской церковно-учительской школой).
Рядом из железобетонных панелей в советское время выстроено новое здание школы №1. В этом же ещё какое-то время помещались то ли кружки, то ли секции вроде сумо, а теперь оно признано аварийным и (со слов местного жителя) используется в основном как склад.
В центре села была базарная площадь, где по воскресеньям съезжался базар. Здесь находилась лавка, магазины. Один магазин был в двухэтажном кирпичном доме, верх занимала контора Потребительского общества. В селе было несколько магазинов потребкооперации.
Трудным временем для села и его жителей был период коллективизации. Многих зажиточных крестьян лишили права голоса и стали выселять и увозить в Архангельскую область. За ночь выселяли по 50–60 семей.
Моей матери, как депутату Сельского совета, пришлось многое пережить. Много она слёз пролила вместе с теми, кого выселяли, так как была против выселения.
В этот же период организовали пять колхозов в одном селе, так как сразу освоить такую махину было трудно. Через три года колхозы объединили в один колхоз «Большевик», а после войны вскоре из колхоза сделали совхоз».
__________________________________________________________________________________________
Про происхождение названия села не написала, потому что есть много версий и все сомнительны.
Интересно проехаться по селу на велосипеде, возможно увидеть ещё что-то интересное. Благо электрички часто ходят из Самары и обратно (мой план на следующее лето-весну :)
Неподалёку строится Турбаза, относящаяся к селу Обшаровка, возле посёлка Гаркино. Надеюсь откроется у нас в области новое туристическое место.
Ребята из "Кому на Волге" назвали эту улицу "Красных домов", что вполне подходит к непривычной частоте каменных сооружений в обычном селе начала ХХ века. В статье указаны не везде корректные адреса, имейте в виду.