В середине прошлого века после удачного стихотворения Бориса Слуцкого страну захлестнул спор между физиками и лириками. Спорили десятилетиями, но, как оказалось, просто говорили об одном и том же на разных языках: физики говорили на языке техников, а лирики - на языке гуманитариев. Вот оно, знаменитое стихотворение, написанное в 1959 году:
Борис Слуцкий
Физики и лирики
Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
Мы, что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья —
Наши сладенькие ямбы,
И в пегасовом полете
Не взлетают наши кони…
То-то физики в почете,
То-то лирики в загоне.
Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что даже не обидно,
А скорее интересно
Наблюдать, как, словно пена,
Опадают наши рифмы
И величие степенно
Отступает в логарифмы.
Такое деление по принципу образовательного направления действует и до сих пор. Удачно, если ваши интересы и умения совпадают, вы работаете именно там, где у вас лучше всего получается, и это приносит удовлетворение в самореализации.
Но бывает и так, что мы отправляемся в путь за ложной звездой. Кому-то хватает смелости, поняв это, повернуть назад. По молодости мне такие поступки казались чрезмерно импульсивными, однако теперь с глубоким уважением отношусь к людям, сумевшим постичь свою натуру и изменить жизнь в соответствии с ней. И даже очень, казалось бы, поздно: Анна Мозерс, Мамофуку Андо, Полковник Сандерс - все эти люди занялись делом своей жизни на склоне лет, преуспели и на данный момент являются мировыми знаменитостями.
Давайте же сделаем лучше! Давайте с юности распознаем свои склонности! Разве не здорово всю дорогу заниматься любимым делом?
Но, оказывается, это совсем не просто!
Не беря в расчет тех, кто явный физик или лирик, определить превалирование одного или другого в подростках сложно: ребята, например, что говорится, ни в зуб ногой в математике, но страстно мечтают работать в сфере IT.
В этой статье я хочу - думаю, совершенно ненаучно - попробовать прикинуть, какие математические умения должны быть присущи технарю («физику»), и, если это вызывает затруднения, скорее всего вам не стоит связываться с точными науками.
По моему мнению, раньше 7-го класса разглядеть отсутствие математической жилки невозможно: если ее и нет, она вполне может появиться и развиться в любой момент. Но имеет смысл рассматривать способности учеников 7-го класса и выше, потому что (это все по моим наблюдениям) ближе к 14 годам и далее наступает перестройка организма, половое созревание и мозгу становится уже не до числового совершенства.
Исходя из этого, вот, выделяю 7 пунктов, свидетельствующих о математическом складе ума:
- Пресловутое табличное произведение 7*8 или, для разнообразия, 7*6 должно решаться мгновенно.
- Тоже пресловутая сумма 15+17 (или 29+29) решается ни в коем случае не в столбик и максимум с десятисекундной задержкой. Между прочим, моя коллега считает, что задержка в ответе более чем именно на эти десять секунд вообще указывает на необходимость приглашать к ребенку репетитора. Но, по мне, это спорно.
- Никогда не можем и помыслить сократить дробь таким образом:
- Сразу видим возможность разложить выражение на множители:
- Все задачи (любую!) можем уверенно решить с помощью уравнения с переменной х.
- Не пугают трехэтажные дроби:
- Теорему Пифагора применяем в любом ракурсе:
Итак, если наш тестируемый семиклассник в начале учебного года благополучно проходит эти шесть пунктов из семи (кроме теоремы Пифагора, еще не изученной), а в конце учебного года (а также все восьмиклассники и более старшие -классники) - строго ВСЕ семь пунктов, - он обладает математической логикой и его четверка (или даже тройка) в году по математике может быть объяснена лишь его же небрежностью и пофигизмом.
Ну а тот, кто не справляется с данным тестом, что ж, тот - чистый гуманитарий, «лирик».
Попробуйте.