Найти тему

*Мы из джаза*. Техникум, где учился Костя.

Оглавление

Город, любимый город у моря, конечно, уже не тот. Уже — провинция. А до революции его культурная жизнь не уступала не Петербургской, ни Московской. Тогда приезжали, часто селились на лето, гастролировали по югам лучшие деятели искусств.

Через порт в страну попадали новинки — музыка, книги, кино-ленты, художественные журналы... Теперь чувствуется увядание.

В революцию и гражданскую с севера, из столиц (Москвы и Петрограда), переехали (эвакуировались) известные писатели, музыканты, театралы, художники. Но их пребывание было недолгим. В двадцатом году многие двинулись дальше. Уже в эмиграцию. Как вспоминал Валентин Катаев:

Нет, никогда еще в Одессе не съезжалось такое блестящее общество, правда – беженцы, политические эмигранты, отщепенцы, но все-таки!…

   А впрочем, кто знает, кто знает.

Потому и неудивительно, что дома Косте трудно найти единомышленников, любящих относительно новый жанр. Даже среди соучеников в техникуме. Где Он так горячо отстаивал джаз, прикрываясь черножокыми из Северной Америки. Будто он активист их движения за права (навроде того, что прославилось несколько лет назад).

Кстати, а что это за техникум? Вы не знаете? А я знаю.

История долгая:

В середине шестидесятых годов девятнадцатого века местной интеллигенцией было учреждено Общество изящных искусств. Президентом Общества стал князь Семён Михайлович Воронцов. Бывший городским головою.

-2

Сын того самого Воронцова — губернатора Новороссии, —

-3

и Елизаветы Ксаверьевны — да, той самой, которой пленён был Александр Сергеевич. Узнали?

Сначала Общество ограничивалось организацией выставок, литературных собраний, спектаклей...

Вскоре в 1866 году при Обществе были созданы музыкальная школа и школа чертежа и рисования.

В 1886 год эта музыкальная школа взята под опеку (нынче говорят *патронат*, а в советское время называли *шефством*) богатым Императорским Русским музыкальным обществом. Его отделение было создано в городе в 1884 году. На основе школы появились музыкальные классы. Для преподавания приглашались известные музыканты из столицы и Европы.

А 1 сентября 1897 года классы преобразованы в Одесское музыкальное училище. Развитие на этом не остановилось. В 1913 году новое превращение — училища в консерваторию.

В двадцатые годы, при новой советский власти, музыкальное и театральное образование в городе было объединено.
В те времена работал музыкально-драматический институт имени Бетховена. При нем — музыкально-театральный техникум. Тот самый. Вот так. А всему исток — народная инициатива горожан.
-4

Вот он на фото. Адрес его: улица Дворянская, 32. Дальнейшие смены названий нам сейчас не интересны.

В квартале напротив через эту булыжную мостовую с двумя трамвайными путями (туда и обратно) в 33 номере проживал Валерий Ободзинский. К слову, к его дому примыкала консерватория. Правда, консерватория выходит на поперечную, перпендикулярную, улицу. Но об Ободзинском и месте его рождения в статье об Ободзинском.

Вот такой музыкальной перекрёсток получается.

Да, понимаю, что в кино техникум снаружи не показан. Я об истории.

_________________________________________________________________________________________
Разумеется, до революции в городе было и частное образование. Например, рядом (в доме 15, там же на улице Дворянской) располагались Частные музыкальные скрипичные курсы Столярского.

Лично мне, как изгнанному со скрипочки за перспективность, понятны воспоминания Исаака Бабеля (Столярский выведен под именем Загурского): *Все люди нашего круга — маклеры, лавочники, служащие в банках и пароходных конторах — учили детей музыке. Отцы наши, не видя себе ходу, придумали лотерею. Наш город был охвачен этим больше других городов. И правда —  в течение десятилетий он поставлял вундеркиндов на концертные эстрады мира. Из Одессы вышли Миша Эльман, Цимбалист, Габрилович, у нас начинал Яша Хейфец. Когда мальчику исполнялось четыре или пять лет — мать вела крохотное, хилое это существо к господину Загурскому. Загурский содержал фабрику вундеркиндов...*

И вот однажды герой Бабеля освободился: *Я шел по Нежинской улице, мне бы повернуть на Дворянскую, чтобы попасть к Загурскому, вместо этого я поднялся вверх по Тираспольской и очутился в порту. Положенные мне три часа пролетели в Практической гавани...*.
___________________________________________________

-5

Удивительно ли, но самым большим ценителем и знатоком джаза в Одессе оказался глава налётчиков Юга России. *Папа* в исполнении Евгения Евстигнеева. Он бывал на концертах известных исполнителей. Помнит мелодии... и может сыграть сам! Пусть и на вилках. Сцена банкета в честь пятидесятилетия трудовой деятельности Папы.

Пусть вам повезёт с поиском единомышленников!