Эта пакостливая нежить в Японии считается созданием из далёкого прошлого. Настолько далёкого, что можно смело записать его в тёмные дремучие времена, когда крокодил не ловился и кокос не рос.
В период Хэйан некий вассал с дурными наклонностями — такого упыря в настоящее время народ бы быстренько обозвал психопатом и садистом, а ещё потребовал бы упечь маниака этого на электрическом стуле — погубил немало людей, не угодивших ему. Своих жертв, попавшихся под руку, злоупотреблявший властью господин привязывал ко дну повозки, запряжённой волами.
«Ну, волы не лошади, — скажет кто поспешно да не от большого ума. — Плетутся медленно, кости привязанного по дорогам да обочинам не раскидают при беге». Однако, если представить это зверство в деле, никто не захочет оказаться на месте того, кто не угодил дурному на голову вассалу.
Годы шли. Вассал откинулся в мир иной. Ходят легенды, что ему помогли — тем самым способом, которым он расправлялся с подданными. Народ благодарно вздохнул и воздел длани к небу, но не тут-то было. Отвратный покойник заявился на бренную землю страны восходящего Солнца в демонической форме.
В разных уголках Японии, едва на землю опускались сумерки, в небе появлялось бешено вращающееся огромное колесо телеги, охваченное неистовым пламенем. а в сердцевине колеса — уродливая, искажённая злобой и гневом, голова невменяемого вассала-психопата.
По легендам, злобный дворянин за особо чудовищные подвиги после смерти попал в ад, где торжественно был назначен охранять врата. Ёкай на помпезную должность с успехом поклал и покатился на Родину народ стращать.
Согласно японским верованиям, встреча с ВАНЮДО обещает быть фатальной. Тот, кто ночью тёмной столкнётся с огненным колесом, катящимся по небу, будет им заживо сожжён. В одних байках несчастный лишался глаз — яблоки буквально вспыхивали и выгорали в глазницах заживо. В других — ВАНЮДо изымал самовольно конечности и вдобавок глумился над гражданином, загадывая такие загадки, при ответе на которые японец хоть так хоть эдак оставался в проигрыше.
По поверьям, на мчащегося во тьме ВаНЮдо запрещалось смотреть, дабы не спровоцировать ёкая на гадость. Разумеется, это сложноисполнимое действие, ведь если ты увидел в бездне чёрного неба гигантское горящее колесо, метаться будет поздно. Да и как такую потенциальную провокацию на разборки в принципе не заметить? Буйной горящей голове якобы плевать, была ли на его пути жертва или нет, ибо взор её ёкай учует мгновенно даже из темноты густых кустов.
Среди историй про головёшку-колесо есть немало про пострадавших детишек. Например, японка загляделась на летевшее по своим делам огненное колесо, мерзкая рожа к ней покатилась, развернулась, и, насмехаясь, поинтересовалась — не хочет ли хозяюшка своих отпрысков проверить. Тут гражданка увидела в пламени кручёного колеса обугленные конечности, метнулась во двор, где нашла сына и дочь без рук и ног.
Или другая легенда: молодая семья поздним вечером задержалась во дворе дома по хозяйским делам, увидела Ванюдо, пулей прикрыли взрослые глаза и детям приказали, а когда открыли, то увидели вместо троих потомков обугленные головёшки.
Этот ёкай из всех мною изученных — действительно на редкость мерзопакостный и чудовищный.