Franz Ferdinand вернулись с дерзким новым синглом «Audacious» и огласили подробности долгожданного шестого альбома «The Human Fear», а также даты туров по Великобритании и Европе. Вокалист Алекс Капранос рассуждает о том, как группа ощущает себя «совершенной версией самих себя», как поп-музыка становится «однообразной» и как такие группы, как English Teacher, Sprints и Fontaines D.C., удовлетворяют «истинное стремление людей к сырой энергии и глубине, которые можно получить только от живой группы»
Интервью: Эндрю Тренделл, New Musical Express
Их первый студийный альбом с момента выхода признанного критиками и танцевального «Always Ascending» в 2018 году, «The Human Fear», выйдет 10 января 2025 года. Продюсером альбома выступил Марк Ральф (ранее работавший с шотландскими обладателями премии Mercury на альбоме 2013 года «Right Thoughts, Right Words, Right Action»). Ведущий сингл «Audacious» — жизнеутверждающий глэм-роковый боевик.
«В каком-то смысле эта песня более дерзкая с музыкальной точки зрения, чем то, что мы делали раньше», — сказал Капранос в интервью NME. — «Куплеты очень сухие и в стиле lo-fi, а затем включается припев. Песня представляет собой контраст между этими двумя частями: куплеты довольно интроспективные и строгие, а припевы — это дерзкий отклик на них, как музыкально, так и лирически».
Можно ли считать припев «Не переставай чувствовать себя дерзким — нас некому спасать, так что просто продолжай» манифестом группы в 2024 году? Быть такими же беспардонно потрясающими и по-фердинандовски самобытными?
«Я думаю, это хорошая позиция!» — отвечает Капранос. — «Это правда: если ты собираешься создавать музыку, нет смысла стесняться своей идентичности или стыдиться того, кто ты есть. Нужно принимать это с максимальной дерзостью».
«Я бы сказал, что это, вероятно, мое отношение. Так я отношусь к своим любимым группам, когда они в своем лучшем проявлении, когда они максимально "сами собой". Вот так я себя чувствую в данный момент. Я чувствую себя очень хорошо, находясь в Franz Ferdinand, и очень рад выпускать музыку в этот мир. Я обожаю быть в этой группе».
NME: Привет, Алекс. Так ты больше не торчишь на обочине дороги на милость службы RAC?
Алекс Капранос: «Сейчас я в Париже. Но в итоге это было чертовы 15 часов! Ребята, которые приехали, были замечательными, просто было много траты времени впустую».
И вот наконец-то ты вернулся с новой музыкой!
«Это здорово — выпускать сингл после небольшого перерыва, но это также начало нового альбома. Это большая веха в истории Franz Ferdinand».
Джонни Марр однажды рассказал мне, как он был в студии с Хансом Циммером и пытался что-то изобретать, а Циммер просто накричал на него: «БУДЬ ЧЕРТОВЫМ ДЖОННИ МАРРОМ». Были ли у вас похожие разговоры о том, чтобы быть просто «Францем»?
«Это круто, потому что Джонни, вероятно, не осознает, какой он на самом деле легенданый. Я знаю, что он всегда стремится делать что-то новое, но быть собой не исключает новаторства. Ты всё равно можешь искать новые вещи, которые ещё не делал; новые идеи, новые чувства, которые хочется передать миру.
«Лирически это что-то, чего мы раньше не делали в песнях. Музыкально тоже есть вещи, которых раньше не было в песнях Franz Ferdinand — но мне нравится, что одновременно ты думаешь: “Чёрт, это безошибочно Franz Ferdinand”. Для меня это Священный Грааль: делать что-то новое, оставаясь при этом абсолютно и бесспорно собой».
Какие моменты в альбоме вызывают удивление?
«Я не хочу раскрывать слишком много, потому что до выхода альбома ещё есть время, но скажу так: это не единственный звук, который вы услышите на альбоме — в некоторых случаях он даже кардинально отличается».
«Не думаю, что есть хоть одна песня на альбоме, услышав которую, ты не подумаешь: “О, это Franz Ferdinand?” И в то же время будет момент, когда подумаешь: “О, они реально это сделали?” Но это не значит, что я начинаю читать рэп или что-то подобное».
Ты умеешь читать рэп?
«Недавно я задумался об этом! Когда Justice только начинали, мы попросили их сделать ремикс на нашу песню “The Fallen” с нашего второго альбома ["You Could Have It So Much Better", 2005]. Это один из моих любимых ремиксов. Они настолько мастерски нарезали мои вокальные партии, что получилось, будто я умею читать рэп! Это было гениально».
Каково возвращаться сейчас, в то время, когда чувствуется настоящий голод по группе с энергией и наследием Franz Ferdinand?
«Конечно, всё приходит и уходит из моды, не так ли? В данный момент кажется, что есть голод по хорошей группе, которая умеет играть, у которой есть своя сырость и сложность. Это человеческая энергия, которую можно получить только от группы людей, стоящих на сцене и обменивающихся этой энергией между собой».
«Отличный пример этого — группа English Teacher, которая недавно выиграла премию Mercury. Я видел их выступление пару месяцев назад, и мне безумно понравилось. Fontaines D.C — ещё одна великолепная группа. Sprints тоже произвели такое впечатление, когда я их увидел: они значительно больше, чем сумма их частей. Когда эти люди играют вместе, происходит что-то магическое. Как бы ни была сложна ваша поп-продукция в Ableton, вы никогда не сможете в полной мере запечатлеть то особенное, что происходит, когда люди играют вместе».
«За последние 10–15 лет в поп-музыке произошло много замечательных вещей, но она начинает становиться немного однообразной. Люди это чувствуют. Я думаю, что есть искреннее желание ощутить ту сырость и глубину, которую можно получить только от группы».
Прошло 20 лет с тех пор, как вы выиграли премию Mercury с вашим дебютным альбомом. Можно сказать, что существует духовная связь между Franz Ferdinand и English Teacher...
«Я понимаю это, потому что они — группа, которая по сути играет в рок-формате, но не ограничивает себя его рамками. Группы могут идти по одному из двух путей: один — это следовать традициям, и это нормально, как, например, Oasis, которые видели традиции, уходящие корнями в начало 60-х, и оставались в этих рамках. Но есть и другая сторона — я бы отнёс к ней такие группы, как мы, Interpol, Bloc Party, English Teacher, Fontaines D.C., The Fall — это группы, которые понимают эти конвенции, но хотят вывести их на новый уровень».
Что такое «The Human Fear» (Человеческий страх), и удалось ли тебе его преодолеть?
«У всех нас есть страхи в жизни, и эти страхи как бы являются ключом к пониманию того, кто мы есть — как мы на них реагируем, как мы их преодолеваем (если вообще преодолеваем, потому что иногда этого не происходит). Самые великие моменты в твоей жизни обычно связаны с преодолением какого-то страха. Иногда это парализующий страх, но когда ты его преодолеваешь, это невероятный кайф!»
«Представь, ты впервые приглашаешь своего партнёра на свидание — это ужасающе. Или ты переезжаешь в новый город, где никого не знаешь. В альбоме я говорю о разных страхах, которые видел в других людях: страх социального одиночества, страх покинуть какое-то учреждение, страх уйти из отношений или остаться в них. Это не было клиническим анализом, когда я писал песни, я осознал это уже после».
Какова химия в текущем составе Franz 3.0?
«Я только что был в студии с группой, и это потрясающе. Через пару недель у нас будет несколько концертов по Шотландии, и уже год прошёл с нашего последнего тура. Мы почти что бъем копытом от нетерпения, так хочется выйти на сцену и играть. В основном потому, что мы уже некоторое время держим эти песни в себе и хотим, чтобы люди их услышали. В репетиционной комнате это ощущается как что-то особенное».
Эта новая мотивация появилась после выпуска сборника лучших хитов и тура в его поддержку? Мы как-то брали интервью у Placebo, и они сказали, что после этого больше не хотели играть свои хиты...
«Это довольно распространённое явление! Это интересный набор эмоций, когда ты играешь такой тур. С одной стороны, ты становишься острее, чем когда-либо, а с другой — потому что играешь лучшее из того, что когда-либо делал, ты точно понимаешь, в чём заключается суть группы и что делает её хорошей».
«Это довольно поучительно в рамках записи, которую мы только что сделали. Мы пришли в студию, точно зная, что делает Franz Ferdinand хорошими. Не было никакой траты времени впустую. Сказав это, могу добавить, что мы провели черту под прошлым и отдали дань уважения. Когда ты это делаешь, появляется чувство облегчения. Эти песни всё равно будут звучать в сет-листе, но теперь у нас есть свобода от прошлого и открытие пути в будущее».
Franz Ferdinand выпустят альбом «The Human Fear» 10 января 2025 года на лейбле Domino. Предзаказ можно оформить здесь, а полный треклист представлен ниже:
1. ‘Audacious’
2. ‘Everyday Dreamer’
3. ‘The Doctor’
4. ‘Hooked’
5. ‘Build It Up’
6. ‘Night Or Day’
7. ‘Tell Me I Should Stay’
8. ‘Cats’
9. ‘Black Eyelashes’
10. ‘Bar Lonely’
11. ‘The Birds’
Группа также проанонсировала серию концертов в Великобритании и Европе в начале 2025 года. Билеты на даты в Великобритании поступят в предварительную продажу в 10:00 в четверг, 19 сентября, а в общую продажу — в 10:00 в пятницу, 20 сентября. Полный список предстоящих туров группы приведён ниже.
СЕНТЯБРЬ 2024
26 — Spa Pavilion — СТРАТПЕФФЕР
27 — Albert Halls — СТЕРЛИНГ
28 — The Venue — ДАМФРИС
ОКТЯБРЬ 2024
3 — Estadio 3 de Marzo — ГУАДАЛАХАРА *
5 — Foro Sol — МЕХИКО *
6 — Foro Sol — МЕХИКО *
9 — Estadio Banorte — МОНТЕРРЕЙ *
10 — Fronton — МЕХИКО
12 — Festival Pulso — КЕРЕТАРО, МЕКСИКА
НОЯБРЬ 2024
7 — Anfiteatro del Parque — ЛИМА
9 — Fauna Primavera — САНТЬЯГО
12 — Estadio Obras — БУЭНОС-АЙРЕС
14 — Tokio Marine Hall — САН-ПАУЛУ
16 — Chamorro City Hall — БОГОТА
17 — Orquideorama — МЕДЕЛЬИН
ФЕВРАЛЬ 2025
14 — Aula Magna — ЛИССАБОН
15 — Sala Pelican — ЛА-КОРУНЬЯ
17 — La Riviera — МАДРИД
18 — Razzmatazz — БАРСЕЛОНА
20 — Fabrique — МИЛАН
21 — X-Tra — ЦЮРИХ
22 — Muffathalle — МЮНХЕН
24 — Huxleys — БЕРЛИН
25 — Progresja — ВАРШАВА
27 — La Cigale — ПАРИЖ
28 — Kantine — КЁЛЬН
МАРТ 2025
1 — De Roma — АНТВЕРПЕН
3 — Paradiso — АМСТЕРДАМ
5 — Shepherds Bush Empire — ЛОНДОН
7 — Barrowlands — ГЛАЗГО
* вместе с The Killers