Разделение бизнеса с целью налоговой оптимизации, что и означает дробление бизнеса, встречается практически в каждой отрасли малого и среднего бизнеса. Не являются исключением и организации общественного питания, к которым относятся рестораны, кафе, бары, кофейни и другие заведения.
Какие основные признаки дробления бизнеса характерны для общепита?
Под прицел налогового органа потенциально может попасть любая сеть заведений общественного питания, которая представляет собой группу юридических лиц и (или) ИП, объединенных одним брендом.
Конечно же этого недостаточно для того, чтобы признать такую сеть дроблением, однако именно общий бренд (товарный знак) является одним из видимых и выявляемых признаков, с которого налоговым органом начинается анализ группы компаний на предмет выявления признаков дробления.
Итак, первый признак – это использование группой компаний одного товарного знака. Усугубляется этот признак отсутствием факта заключения договора между владельцем товарного знака и компанией, которая его использует.
Как правило один бренд означает и единое меню, единое оформление и единую концепцию заведений.
Другим признаком дробления является перераспределение продукции (например, полуфабрикатов), а также финансов между компаниями (заведениями). Как правило, в случае недостатков полуфабрикатов, либо денежных средств для их закупа, одна компания группы помогает в этом другой. Компания использует полуфабрикаты, которые были закуплены другой компанией, учитывает у себя во внутреннем учете, однако между ними отсутствует договор об их приобретении. Либо компания выдает займ другой компании, как правило формально, и этот займ впоследствии не возвращается.
То же самое происходит и с сотрудниками. Нередки ситуации, когда официанты, либо администраторы заменяют друг друга в заведениях несмотря на то, что эти заведения принадлежат другим компания (ИП), в которых они даже не устроены по совместительству.
В следующей статье мы рассмотрим, когда именно такие признаки приводят к нарушениям налогового законодательства.