Сегодня на прослушивании альбом группы, которую я знаю почти всю свою сознательную жизнь. Но, именно этот альбом, как и некоторые другие, я никогда не слушал полностью и хоть каким-то образом вдумчиво и со вниманием.
Ткнул в пару композиций, быстро понял, что “звук тут не айс”, электронных эффектов, как в позднем PFкот наплакал и быстро выключил. Сегодня пришло время для полного прослушивания.
Но для затравки, как всегда немного истории:
"The Piper at the Gates of Dawn" — это не просто дебютный альбом “Pink Floyd”, это звуковая одиссея, которая погружает слушателя в мир, наполненный психоделическими экспериментами и поэтическими метафорами. Вышедший 4 августа 1967 года, он стал знаковым событием не только для музыки, но и для самой культуры того времени.
Сид Барретт, как неоспоримый лидер группы, создал уникальный музыкальный ландшафт, вплетая в звуки гитары и вокала яркие образы и сюрреалистические детали. Каждый трек, написанный им, стал отражением внутреннего мира, полного фантазий и загадок. В то же время, участие Роджера Уотерса, Ника Мейсона и Ричарда Райта добавило многоголосие и глубину, подчеркивая многогранность звучания коллектива.
Альбом стал символом экспериментальной рок-музыки, заставляя слушателей переосмысливать границы жанра. "The Piper at the Gates of Dawn" не просто открывает новую главу в истории “Pink Floyd”, но и в истории музыки, приглашая нас в путешествие по загадочным просторам сознания и воображения.
Альбом был записан в “EMI Studios” на Abbey Road в Лондоне с февраля по май 1967 года под продюсерством Нормана Смита. Он совместил репутацию “Pink Floyd” c длинными импровизационными композициями с короткими поп-песнями Сида Барретта и его необычным подходом к психоделической музыке. В процессе создания альбома активно использовались различные звуковые эффекты, такие как реверберация и эхо, с применением оборудования, включая пластинчатую реверберацию EMT и автоматическое двойное слежение, а также эхо-камеру. В ходе записей наблюдалось ухудшение психического состояния Барретта, что было связано с его увлечением психоделическими веществами, в частности ЛСД, что, в конечном счете, привело к его уходу из группы в следующем году. Название альбома отсылает к богу Пану из седьмой главы книги Кеннета Грэма 1908 года «Ветер в ивах», которая была любимым произведением Барретта.
Альбом"The Piper at the Gates of Dawn" , был выпущен заняв 6-е место в UK Albums Chart. В США он вышел в октябре на “Tower Records” с изменённым трек-листом, где были исключены три песни и добавлена "See Emily Play". В Великобритании синглы с альбома не выпускались, однако в США "Flaming" был предложен в качестве сингла. Песни "Astronomy Dominé" и "Interstellar Overdrive" стали постоянными элементами живых выступлений группы, в то время как некоторые из других треков исполнялись лишь несколько раз. В 1973 году альбом был переупакован с "A Saucerful of Secrets" и выпущен под названием "A Nice Pair" в честь новых поклонников, привлечённых успехом "The Dark Side of the Moon".
"The Piper at the Gates of Dawn" был признан ключевой записью психоделической музыки и подвергался переизданиям к 30-й, 40-й и 50-й годовщинам, включая бонус-треки. В 2012 году альбом занял 347-е место в списке журнала “Rolling Stone” "500 величайших альбомов всех времён", а в 2020 году поднялся на 253-е место.
Пожалуй, из интересностей, стоит отметить вот такую байку - Существует версия о том, что Маккартни и Леннон решили посетить соседнюю студию, где “Pink Floyd” занимались записью композиции "Astronomy Domine". После наблюдения за творческим процессом Барретта и его команды, Пол и Джон были впечатлены уровнем креативности и оригинальности “Pink Floyd”. В результате, Маккартни, осознав, что им нужно конкурировать с новой волной музыкального эксперимента, заявил: "Знаешь, Джон, нам придется попотеть, чтобы переплюнуть этих ребят". Правда это, или нет, - сейчас сложно сказать.
Итак, перехожу к прослушиванию классического альбома раннего периода знакомой мне группы. Врата рассвета начинают приоткрываться, дудочник начинает тихо наигрывать странную мелодию, уводя за собой в незнакомый, таинственный мир….
"Astronomy Domine" Слегка роботизированный голос в начале, звуки морзянки, бас-гитара(Уотерс?) и еще гитарный рифф, который постепенно усиливается, потом барабаны Ника Мэйсона вступают, поддерживая гитарное сопровождение, в то время как фарфиза- орган Ричарда Райта сливается с общим фоном.
Исполнение ведут Барретт и Райт, сочетая лид-вокал. В песне доминирует повторная басовая партия Роджера Уотерса, орган Рика и быстрая слайд-гитара Барретта, а голос Дженнера вновь звучит через мегафон, создавая уникальную атмосферу в композиции. Все вместе звучит довольно экспериментально, несколько разбалансированно, короче, психоделично, да!
Интересно, это одна из первых и ключевых вещей спейс-рока? Или я ошибаюсь? А PF основатели жанра? Ну, по меньшей мере серьезный вклад они внесли. И кто даст четкие границы психоделического рока и спейс-рока?
Знаменательно, что в 1989 году канадская группа “Voivod” (давненько ее не слушал ) выпустила альбом под названием "Nothingface", в который вошла их интерпретация этой известной песни.
"Lucifer Sam" Если не знать, что это 1967 год, то можно подумать что это начало восьмидесятых, вполне похоже на какую-нибудь пост-панк группу.
Песня характеризуется нисходящим риффом на электрогитаре Барретта, обработанным через эхо-машину, что создаёт таки “зловещий” звук. Музыкальное сопровождение усиливается органом и ритм-секцией. Текст песни упоминает Люцифера Сэма, явно намекая на кошку, благодаря сленговому выражению «модная киска», популярному в 1960-х. Однако некоторые интерпретируют «кошка» как метафору человека, возможно, имея в виду подругу Барретта — Дженни Спайрс, упомянутую в песне как “Ласковая Дженнифер”. На самом деле, Сэм был сиамским котом, который жил у Барретта. Изначально песня носила название “Перси — ловец крыс”.
"Matilda Mother" Ну, немного балладная вещь, психоделическая баллада, можно сказать. Довольно сложна для восприятия, непросто устроена. Типичная барретовская вещь. По сути, одна из самых ранних вещей группы вообще.
В песне “Matilda Mother” Сид Барретт передаёт переживания и образы, связанные с детством и волшебными мечтами. Главный герой, ребёнок, обращается к матери с просьбой прочитать ещё одну сказку перед сном, что символизирует желание утешения и защиты в мире, полном загадок. Путешествия, о которых он говорит, представлены как фантастические и мистические, отражающие его внутренний мир. Образы, возникающие в песне, наполнены наивностью и одновременно глубокими размышлениями о жизни, о том, как детские мечты и восприятие реальности могут взаимодействовать. Музыка и текст создают атмосферу тёплой близости между ребёнком и матерью, а также поднимают вопросы о взрослении и ностальгии по беззаботному детству. В результате, песня становится не только призывом к матери, но и исследованием детской психологии, в которой смешиваются мечты, страхи и желание безопасности.
"Flaming" И опять балладная гармония. Вначале не привлекает, но через полминуты прослушивания понимаешь, что вещь достойная. Сложная для восприятия неподготовленного слушателя, и есть снова ощущение некой рассинхронизации музыкальных потоков, если сказать грубо, эта музыка какофонична на мой взгляд. Самый конец композиции уносит нас в небесные сферы под звуки колокольчика. И действительно, группа в ходе создания своей музыки использовала записи природных звуков, таких как кукушка и звуки колокольчиков. Эти звуковые элементы были взяты из обширной коллекции, доступной в студии “Abbey Road”. Применение природных звуков в их композициях подчеркивало экспериментальный подход музыкантов и добавляло уникальную атмосферу к их произведениям. Превосходно!
"Pow R. Toc. H." Инструментальная композиция группы . Хотя её авторами указаны все четверо участников группы, критики подчеркивают, что значительное влияние на создание этой работы оказал басист Роджер Уотерс.
Композиция “Pow R. Toc H.” не ограничивается лишь инструментальной составляющей, она включает множество вокальных и шумовых эффектов. Эти звуки интерпретируются слушателями по-разному: одни воспринимают их как крики джунглей, в то время как другие видят в них элементы космической тематики, которая была характерна для раннего творчества группы.
"Take Up Thy Stethoscope And Walk" Песня “Take Up Thy Stethoscope and Walk” открывает новую эру в музыкальном наследии “Pink Floyd” , подчеркивая переход от экспериментов Сида Барретта к более сложным и мрачным темам, с которыми ассоциируется творчество Роджера Уотерса. Эта композиция, возникшая из личных и общественных переживаний, задействует медицинскую метафору, чтобы подчеркнуть внутренние конфликты и стремление к свободе. Словно отголоски евангельской истории, её текст призывает слушателя встать и двигаться вперед, несмотря на давление обстоятельств.
Музыкально “Take Up Thy Stethoscope and Walk” отличается яркой гармонией и характерным стилем, который уже предвосхищает уникальное звучание будущих альбомов группы. Используя пробные звуки и нестандартные ритмы, как в “Pow R. Toc H.” и “Interstellar Overdrive”, Уотерс и его коллеги создают атмосферу, которая одновременно гипнотизирует и провоцирует на размышления.
Короче - забористая хуерга! Как почти все творчества Уотерса, да простят меня его поклонники! Гилмор куда мелодичней и гармоничней.
"Interstellar Overdrive" “Interstellar Overdrive” — революционная композиция группы, ставшая одной из первых продолжительных инструментальных импровизаций в психоделическом роке 1960-х годов. Сид Барретт, основатель группы, предпочитал импровизацию, чем короткие песни, что сделало этот трек ярким примером его стиля. Музыкальные критики, включая Пьеро Скаруффи, высоко оценили эту работу, выделив её как «шедевр внутри шедевра». Он охарактеризовал композицию как смесь подсознательных посланий и космического звучания, отвергая традиционные роли музыканта. “Rolling Stone” назвал “Interstellar Overdrive» разнузданным гитарным сумасшествием, которое оставляет яркие впечатления. Некоторые критики отмечали резкий контраст трека с остальными песнями альбома « “The Piper at the Gates of Dawn”, описывая его как “чёрную дыру”, открывающую иную сторону Барретта. Британский музыкант Дэйв Брок подчеркивал влияние “Interstellar Overdrive” на психоделический рок, отмечая её авангардный характер. Незаурядная вещь, которая приближает нас к академическому авангарду. Но, слушать- сложно!
"The Gnome" Губки бантиком, бровки домиком, похож на Сида Баррета. Все дела.
"Chapter 24" Слова к песне были написаны Сидом Барреттом, вдохновлённым 24-й главой “Книги Перемен” китайской философии. В этой главе обсуждаются темы, такие как возврат и спокойствие в движении, а также идея о друзьях и благоприятных начинаниях. Редактор Энди Маббетт описывает песню как декламацию под фоновый звук органа и колокольчиков. Во время концертных выступлений “Pink Floyd” с Барреттом в 1967 году “Chapter 24” входила в их репертуар. Джон Хопкинс, участник лондонского андеграундного движения, охарактеризовал песню как духовное произведение с циклическим нарративом и величественной мелодией, представляющее высшую форму творчества Сида. Он отметил связь между мелодиями в альбоме “The Piper at the Gates of Dawn” и их глубиной, погружая слушателя в различные измерения сознания, от ясного до кислотного.
"The Scarecrow" Композиция похожа на предыдущую, носит пасторально-балладный характер. В тексте песни Сида Барретта исследуется экзистенциальная тема, где его собственное существование сравнивается с существованием пугала, которое стоит в поле. Это сравнение подчеркивает безразличие и одиночество не только самого пугала, но и самого автора по отношению к своей судьбе. Пугало, будучи статичным и пассивным объектом, символизирует чувство безысходности и непонимания.
Барретт передает ощущение отсутствия активного участия в жизни, когда его бытие становится простым наблюдением за окружающим миром, подобно тому, как пугало наблюдает за полем, не влияя на него. Такой подход приводит к размышлениям о том, что значимость и цель жизни могут оставаться скрытыми, как и истинные чувства самого автора, который ощущает себя изолированным от окружающей реальности. Через эту метафору Барретт затрагивает глубокие темы экзистенции, идентичности и поиска смысла в мире, который не всегда щадит нас.
"Bike" Песня с названием ‘Велосипед”. Вряд ли можно ждать от композиции с таким названием чего-то мелодичного и умиротворяющего. Это обычный эксперимент, несколько напоминает эксперименты битлов в их концептуальных альбомах. В конце композиции - снова академический авангард и конкретная музыка 20 века. В самом конце - очень знакомые звуки, напоминающие мне о “The Orb”.
Итоги: думаю, давать объективную оценку альбому не в моих компетенциях, это давно история и классика рок-музыки. Лично от себя ставлю оценку 3+. Почему? Даже объяснять лень – вероятно потому, что средний и поздний период “Pink Floyd” мне нравится НАМНОГО больше. Так уж вышло, и с этим ничего не поделать!
До скорой встречи, в следующий раз на прослушивании будет “The Who” с альбомом “The Who Sell Out”.