Найти тему
JustMyJustice

Об аниме студии Ghibli. Часть 1.

В этой статье делюсь кратким содержанием и историей создания произведений студии Ghibli, делюсь своим мнением. Приятного чтения!

1. Люпен |||. Замок Калиостро. 1979 год.

Парочка воров обнесла казино, и только удрав с места преступления выяснила, что деньги - фальшивка. В поисках места печати поддельных купюр, Люпен третий и его напарник Дзиген выходят на замок некого графа Калиостро, готовящегося к своей свадьбе.

Выясняется, что невеста не особо горит желанием становиться его женой и вообще - удерживается насильно в башне, и главные герои решают её спасти, успешно отбиваясь от ловушек замка, волн ниндзя и интерпола, пока в подвалах ожидают сокровища.

Публика встретила картину с интересом, успех был и у критиков.
От себя могу сказать, что работа получилась очень комплексной, целостной и максимально доброй. Так что вполне подойдет посмотреть вечерком.
Не стоит ждать особой мистики (опустим момент с машиной, мчащейся как горная коза по отвесной скале), паранормальщины и потусторонщины в первой полноценной работе Миядзаки. А вот от второй очень даже стоит.
Факт: На момент выхода этой работы Миядзаки было 38 лет.

2. Навсикая из долины ветров. 1984 год.

-2

Люди пытаются выжить в отравленном после войны мире, продолжая воевать друг с другом и с природой. Большую часть суши занимает лес, где растут огромные грибы и живут жуки-Омы.
Люди вынашивают план уничтожения леса, а юная княжна Навсикая, владеющая даром понимать всех живых существ, пытается уберечь людей от этой ошибки.

Это произведение оставляет шлейф научной фантастики.
Хаяо вдохновлялся Дюной, поэтому нарисовал песчаные соты, какие-то имперские корабли, а Омы похожи на Шаи-Хулудов. Так-же в команде аниматоров был Хидэаки Ано, создатель Евангелиона.
Помимо вышеперечисленного, вдохновением послужила и советская «Снежная королева».

Это аниме открывает другого Миядзаки - целостного, серьёзного, способного изображать жестокость, насилие и смерти.

-3

Факт: Навсикая, нарисованная по манге самого Миядзаки, считается первым аниме студии Гибли, хотя вышла за пару лет до её основания. Мангу видела частично, мне лично хочется сравнить с Берсерком.

3. Небесный замок Лапута. 1986 год.

-4

Девочка Сито, обладательница волшебного-камня амулета, знакомится с мальчиком Пазу из шахтерской деревни.
На Сито, в надеже заполучить камень, охотятся армия и пираты, её ожерелье может указать на город с кучей сокровищ. Когда дети добираются до летающего замка Лапута, похожего на смесь Вавилонской башни и здоровенной медузы, Сито узнает тайну своего рода и находит самое главное сокровище летающей крепости, по которой бродят длиннорукие роботы, покрытые мхом.

Это официально первая работа студии Гибли, впервые мордочка Тоторо на заставке появилась именно перед Лапутой, хотя само аниме про Тоторо выйдет годами позже.
Картина не считается самой известной у Гибли, однако она удостоена награды «Лучшее аниме года» в 1986 году. Лично на меня Лапута не произвела особого впечатления, хоть мир в ней расписан очень многогранно и органично, что я люблю.
Факт: На японском «Лапута» не означает ничего, а вот с испанского «ла пута» переводится как «шлюха», чего Хаяо не знал.

4. Мой сосед Тоторо. 1988 год.

-5

Две девочки, Сацуке и Мэй, переезжают вместе с отцом в старый сельски дом чтобы быть поближе к маме, лежащей в больнице.
Младшая, пока отец на работе, а старшая в школе, находит нору под высоким деревом, лезет в нее, соответсвенно, и встречает там спящее странное большое существо.
Так Мэй познакомилось с Тоторо, духом леса, как позже объяснил ей отец.
К Тоторо и Мэй присоединяется присоединяется старшая и так начинаются их приключения.

Это аниме - рефлексия Хаяо о своем детстве, он рос в небольшом сельском городке, его мама тоже была сильно больна. Миядзаки преподносит Тоторо не как плод детской фантазии, созданный справиться со стрессом, а как реальное существо, которое, не видят взрослые.

В этой работе вас ждёт теплая атмосфера любви, детства, для кого-то дачи. Есть теория зрителей - Тоторо это дух смерти, а девочки, начав с ним водиться, умерли. Мне нравится эта теория, но студия Гибли опровергает её.
Для меня - самая нелюбимая работа Миядзаки. Слишком простая и тревожная.
Факт: 16 апреля студия Гибли выпустила помимо Тоторо ещё и Могилу светлячков. Режиссёром Тоторо является Миядзаки, Могилу светлячков поставил Исао.

5. Могила светлячков. 1988 год. Такахата Исао.

-6

Создана работа по автобиографическому рассказу Акиюки Носака.

Самолет-бомбардировщик уничтожил дом Сэйто и Сацуке, в тот же день погибла их мать. Отец был капитаном ВМС, но давно не подавал вестей. Прототип крейсера, на котором служил отец, называется «Майя», он затоплен 4 марта 1942 года, но по сюжету дети этого не знают.
Пожив некоторое время у родственницы, которая была не рада их присутствию, они переезжают в заброшенное бомбоубежище. От недоедания малышка Сацуке заболевает пеллагрой (недостаток витамина B3), после чего умирает. Сэйто тоже скончался, с кадров его смерти начинается аниме.
А заканчивается тем, что духи детей смотрят на современный город.

Со слов Исао - картина о личной трагедии каждого японца, пережившего войну.
Факт: Приглядитесь к постеру - светлячки очень похожи на бомбы, падающие с самолета.

6. Ведьмина служба доставки. 1989 год.

-7

Адаптация романа Кадоно Эйко.
По обычаю ведьма в тринадцать лет должна покинуть родной дом на год и провести его в незнакомом городе где нет других ведьм, помогая жителям своими способностями.
Она поселяется в городке на побережье и предоставляет жителям услуги доставки, знакомится с девушкой - художницей, живущей в чаще леса, которая помогает Кики преодолеть творческий кризис, во время которого она теряет возможность летать и понимать речь кота.
Так же она находит друга по имени Томбо, которого спасает от падения с дирижабля, вернув себе способность летать.

Данная картина Миядзаки показывает не историю похищенной принцессы или заколдованной старушки, а всего лишь путь взросления маленькой девочки, которая учится работать, дружить, брать ответственность на себя. Здесь нет динамики, бойни, интриги или саспенса, только жизнь солнечного морского городка и прилетевшей в него маленькой ведьмочки, изучающей мир взрослых людей, денег и общения.
Факт: К Кики так и не вернулась способность понимать своего кота Зизи. Миядзаки объясняет это тем, что котик являлся её детской частью, с которой повзрослевшей ведьме больше не нужно разговаривать в трудную минуту.

7. Еще вчера. 1991 год. Такахата Исао.

-8

Таэко Окадзима берет отпуск и едет не на курорт, а в глухую деревеньку на сборы шафрана.
Семья не разделяет её выбор досуга, но она живет свою лучшую жизнь. На протяжении всего отпуска она рефлексирует о детстве, вспоминает 60-е годы - себя пятиклассницу. Школу, родителей, первую влюбленность, первые месячные, тройки по алгебре… Воспоминания пробираются в реальное время, но вписываются уместно и плавно.
На экране скачет десятилетняя Таэко, теплые мысли о которой помогают взрослой Таэко пересмотреть свою жизнь и сделать сложный выбор в конце фильма.

Картина наполнена уютом. В ней нет фантастики, только реализм, который найдет отклик в душе каждого.
Такахата умело передает чувства и эмоции, они выглядят настолько реальными, что границы между тобой и персонажами стираются. У него это получается лучше, чем у Миядзаки.

Не самая известная работа, до 2016 года не выходила на Экраны США. Да и в поисковике его нужно потрудиться найти. Но мой совет - найдите. Я давно так не плакала.

8. Здесь слышен океан. 1993 год. Томоми Мотидзуки.

-9

Два друга-одноклассника влюбляются в одну девушку, переехавшую из Токио в городок Коти на берегу океана.
Девушка Рикато ненавидит Коти, со снобизмом относится к одноклассникам, держится особняком. В школьной поездке она одалживает деньги у одного из влюбленных в нее парней Таку, спустя время вообще побуждает юношу лететь с ней в Токио, чтобы она могла навестить отца.

Однажды второй друг признается Рикато в своих чувствах, она грубо отвергает его и из за этого ругается еще и с Таку. Так они втроем больше и не общались до конца школы, но вот пришел день встречи одноклассников, и Таку стал меланхолично вспоминать произошедшее, в надежде еще раз встретиться со школьной любовью.

Локальная, бытовая история. Она откликнется в сердце тех, у кого была похожая история в жизни, у меня такой не было, поэтому это для меня сейчас немного скучная работа. Не отозвалось. Меня бесило поведение девушки. Визуал на высоте - атмосфера жаркого приморского городка манит.

9. Помпоко: война тануки в период Хэйсэй. 1994 год. Такахата Исао.

-10

Енотовидные собаки-оборотни Тануки ищут способы напугать людей и пресечь их задумку выкорчевать лес для застройки.
Для этого они учатся искусству перевоплощения, дурманят рабочих на стройке, устраивают парад призраков.

Картина рассказывает о жизни Тануки, борьбе за территории, адаптации к новым реалиям.
Приправлено это красочными метаморфозами, фольклорной магией и яркими вырезками из японской мифологии. Поднимается излюбленная тема студии Ghibli: пагубное влияние человека на мир животных и экологию.

Очень милое, самобытное произведение. Я была предвзятого мнения перед просмотром, ожидала скучную тягомотину, но 2 часа прошли незаметно. Вообще замечаю за собой, что каждый раз, садясь смотреть неизвестное мне произведение Ghibli, я жду посредственную работу, но уже после просмотра ощущаю радость и восторг гением режиссеров.
Факт: Период Хэйсэй начался в Японии в 1989 году и закончился в 2019. Связано это с периодом правления Императора Акихито.