Все фото из открытых источников Интернета
Эта песня впервые прозвучала в 1937 году в кинофильме «Человек с ружьем», который поставил кинорежиссер Сергей Юткевич по сценарию Николая Погодина.
Фильм был посвящен трагическим дням гражданской войны, и щемящая мелодия песни трогала сердце слушателя тревожными интонациями о судьбе молодого рабочего парня из-за Нарвской заставы, идущего на кровавую битву.
Его роль блестяще сыграл Марк Бернес.
Музыку и стихи песни написан второй режиссер фильма Павел Арманд.
Песня «Тучи над городом встали» пелась нашими воинами и в годы Великой Отечественной войны, особенно — защищавшими героический город на Неве.
Для людей старшего поколения — это целый пласт жизни, начиная с конца 1930-х.
Бернес — это фильмы и песни. Простые, незатейливые, но запавшие в души.
Знаменитые кинокартины «Истребители» и «Два бойца».
И песни, которые, без преувеличения, пела вся страна: «Темная ночь», «Сережка с Малой Бронной», «Три года ты мне снилась», «Я люблю тебя, жизнь», «Если бы парни всей земли», ну и бесподобные «Журавли».
Удивительные песни в удивительное время — одновременно трагическое и оптимистическое.
В те годы в основном громыхал пафос, звенел металл, и почти в каждой песне славились партия, Родина, то есть преобладал официоз, трескучая казенщина или сладкая сентиментальщина.
А Бернес пел другие песни. Человеческие. Сердечные. Переживательные.
Пел непрофессиональным голосом и, можно сказать, вообще без голоса (второй Утесов).
Бернес сам признавался: «Из трех необходимых компонентов — голоса, слуха и желания петь — у меня есть только третье».
То есть одно желание петь, рассказывать что-то важное в своих песнях, и поэтому Бернес был больше бардом, чем певцом.
Настоящего голоса у него не было, он не напрягал голосовые связки, он пел всегда тихо, но проникновенно, с большим напряжением душевных сил, и его слушали миллионы, затаив дыхание.
Марк Наумович Бернес родился, с солидной руки БСЭ, 21 сентября 1911 года, но это ошибка.
На самом деле он родился 8 октября в маленьком городке Нежине, недалеко от Чернигова , в бедной еврейской семье.
Отец Наум Бернес был старьевщиком, и позднее сын возвысил его профессию до «специалиста по утильсырью».
Родители бились в крайней нужде и мечтали, что их сын выйдет в настоящие люди и станет уважаемым бухгалтером.
А еще Марка пытались учить играть на скрипке, но музыка как-то не пошла.
И тут следует сказать, что Бернес так и не выучил нот.
Нотные знаки он называл чаинками.
У него был неважный музыкальный слух, но зато он обладал замечательным тонким вкусом и свой репертуар выбирал по-снайперски точно.
Но это выявилось все потом, когда он запел.
А начинал Бернес с театральных подмостков.
Пребывать бы Марку Бернесу в вечных слугах и секундантах, если бы не кино, благодаря которому он приобрел имя и популярность.
Из замарашки — в кумиры страны. Но, правда, не с первой роли.
Первую он сыграл в фильме «Шахтеры» (1937) — предателя Красовского, который мешал правильным шахтерам устанавливать угольные рекорды.
Но зато последующие роли в кинокартинах «Человек с ружьем» (1938) и «Истребители» (1939) принесли Бернесу шумный успех.
В первой ленте он сыграл роль симпатичного паренька Костю Жигулева с пулеметной лентой через плечо да еще с карабином и с удивительно открытым лицом, а уж как герой Бернеса проникновенно спел песню, которая мгновенно стала популярной:
Тучи над городом встали,
В воздухе пахнет грозой.
За далекою Нарвской заставой
Парень идет молодой…
Любопытна история создания песни.
Музыку для фильма писал Шостакович, и Бернес многократно просил его написать для него песню, но Дмитрий Дмитриевич долго отнекивался, а потом честно признался — песня у него не получилась.
Тогда за дело взялся второй режиссер картины Павел Арманд, который написал и музыку, и текст: «Тучи над городом встали».
— Какие еще тучи? — недоуменно спросил Бернес.
— Сейчас узнаешь, — сказал Арманд и сел за рояль.
И это был маленький шедевр, который Бернес исполнил в фильме с вдохновением и вкусом.
По существу эта песня для Бернеса стала судьбоносной.
Определила вектор развития таланта Бернеса.
Его первая жена Паола умерла от рака, оставив его с дочерью Наташей.
Несколько лет он жил вдовцом, а потом повстречал другую женщину — Лилию Бодрову — и увел от мужа, фотокорреспондента французского журнала «Пари матч».
Познакомились они через детей: Наташа Бернес и сын Лилии Жан учились в одном классе.
Впрочем, эту любовную сагу и создание новой семьи в свое время охотно расписывали все газеты.
Можно только сказать, что Лилия Михайловна была счастлива с Марком Наумовичем, хотя он был и «не сахар».
Тяготел, если так можно выразиться, к тоталитарной любви: был собственником и отчаянно ревновал.
«Он был ярок, обладал разнообразными талантами, — вспоминал друг Ваншенкин. — Это проявлялось чуть ли не во всем, чего он касался: в знании автомобилей, магнитофонов, одежды. Женщины советовались с ним по поводу своих туалетов, словно со знаменитым модельером».
Сам он одевался со вкусом, но скромно.
Строгие костюмы, белая рубашка, цветные не любил.
Не любил и кофе — только чай.
Жирное не ел.
В общем, Бернесы жили достойно, но отнюдь не роскошно, это ведь нынешние поп-звезды купаются в роскоши, а тогда…
Концертная ставка выступлений составляла 12 рублей, потом, правда, ставку подняли до 25.
В итоге автомобиль купить было можно, но никаких апартаментов и прочей недвижимости , — об этом тогда никто и не мечтал.
Последние несколько лет Бернес жаловался на здоровье и его лечили от радикулита, а болезнь была иная: рак легких.
До последних дней Бернес не верил в трагический конец и говорил: «Погодите, я поправлюсь — и такой вам концерт закачу».
Но обещания не сдержал.
17 августа 1969 года Марк Бернес умер, он не дожил двух месяцев до 58 лет.