Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Христос и грешница: кто из вас без греха, первый брось на нее камень

Христос и грешница - эпизод новозаветной истории, содержащийся в Евангелии от Иоанна.

"Христос и грешница", Габриель Метсю, 1653 год.
"Христос и грешница", Габриель Метсю, 1653 год.

"Кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Ин 8:7) - это выражение, призывающее к милосердию и порицающее ханжество, пожалуй, знакомо каждому. Как и многие другие крылатые выражение, оно родом из Библии.

Христос сказал эту фразу, когда иерусалимские книжники привели к нему женщину, уличенную в прелюбодеянии (супружеской измене), и спросили его мнения, следует ли побить ее камнями.

"Христос и блудница", Лукас Кранах Младший, ок. 1532 года.
"Христос и блудница", Лукас Кранах Младший, ок. 1532 года.

Спрашивали они это для того, чтобы, перетолковав ответ Иисуса, найти повод обвинить его:

"Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень".
"Христос и грешница", Тициан.
"Христос и грешница", Тициан.

Отмечу, что прелюбодеяние было одним из наиболее тяжких преступлений в законе Моисея (основном законе Израиля). За этот грех смертная казнь полагалась обоим участникам измены: и мужчине, и женщине (Лев 20:10).

"Христос и грешница", Ян Брейгель Старший.
"Христос и грешница", Ян Брейгель Старший.

Иерусалимские книжники были фарисеями - представителями уважаемого в Иудее религиозного движения. Но впоследствии слово "фарисеи" стало нарицательным: так называют лицемерных людей. Христос видел, что многие фарисеи прячутся за масками праведников.

"Христос и грешница", Г. Семирадский.
"Христос и грешница", Г. Семирадский.

Они давно копили ненависть к Иисусу и думали о том, какой бы хитростью погубить ненавистного им Проповедника. Если бы Иисус отменил приговор, они бы выдвинули ему обвинения в том, что он нарушает закон Моисея. А если бы он осудил женщину на смерть, то от него отвернулись бы последователи, которые любили его милосердие.

"Христос и грешница", Тьеполо.
"Христос и грешница", Тьеполо.

По одному из распространённых мнений, Иисус написал на земле свой ответ и затем перечислил названия грехов, в которых были повинны обвинители женщины.

Заключительные слова Иисуса к прелюбодейке — "и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" не должно быть восприняты как неосуждение греха, так как Христос пришёл "взыскать и спасти погибших".

"Христос и грешница", Л. Лотто.
"Христос и грешница", Л. Лотто.

Самой знаменитой картиной на этот сюжет является шестиметровое полотно русского художника Василия Поленова. Изначально художник хотел назвать картину "Кто из вас без греха?" и был очень расстроен, что цензура, которой название показалось провокационным, не позволила.

"Христос и грешница", В. Поленов.
"Христос и грешница", В. Поленов.

Для наиболее реалистичной передачи природы, одежды, лиц и фигур Поленов специально ездил в Италию и на Ближний Восток. Художник был уверен, что там еще сохранились те типы внешности, которые были распространены во времена Христа.

Впервые картина была показана на XV выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1887. Перед глазами зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и прощения.

Действие разворачивается на площадке перед величественным древним храмом. Слева от ступеней храма — Христос с учениками. Толпа занимает на полотне правую сторону.

"Христос и грешница", В. Поленов.
"Христос и грешница", В. Поленов.

Эта картина разрушила традиционные принципы художественного образа Иисуса. Художнику удалось сделать акцент на человеческих качествах. Поленов изобразил Христа не как Бога, а как мудреца и философа.

Поленов вывел на первый план его человеческую натуру, оставив божественное и мистическое вне своей картины.

Голова Христа (этюд, около 1887, Краснодарский КХМ).
Голова Христа (этюд, около 1887, Краснодарский КХМ).

Цензура не приняла картину, посчитав ее "вредной для народа", но положение исправил император Александр III, приобретя картину для своего музея. Так полотно приняло статус официально утвержденного, было включено в каталог выставки и заняло полноценное место в экспозиции.

Картина "Христос и грешница" в ГРМ.
Картина "Христос и грешница" в ГРМ.

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать:

Зачем Сарра велела служанке родить от собственного мужа?
arts_tobe - просто об искусстве26 августа 2024