Найти тему
tovvbin

Почему пассажирским самолётам нельзя летать пустыми?

Некоторые гражданские самолёты не допускаются к полету без пассажиров. Ведь передвижение в пустом состоянии считается небезопасным. В чём же причина?

Вы скажете, а зачем вообще самолётам летать вхолостую. Ведь это очень невыгодно и затратно. Но бывают разные ситуации, например, когда надо пригнать запасной вариант взамен сломанного самолёта. Или же когда нужно срочно вывезти туристов из другой страны вследствие непредвиденных обстоятельств.

Самолёты разрабатываются с учетом безопасной эксплуатации при полной загрузке. В этом процессе важно устанавливать центр тяжести воздушного судна. Для каждого самолёта предусмотрена максимальная взлётная масса, которая учитывает вес людей, багажа, топлива и самого лайнера. При отсутствии пассажиров и груза распределение массы становится менее оптимальным, чтобы самолет мог безопасно взлетать и садиться. Чтобы лайнер перегнать пустым, иногда прибегают к хитростям. В определенных местах его наполняют грузом определённого тоннажа (например, запчастями).

Самолёт представляет собой сложный механизм, напоминающий гигантские качели. Центр тяжести обычно располагается вблизи основного шасси, однако может перемещаться в зависимости от нагрузки. Для поддержания равновесия в полупустых самолётах пассажиров равномерно распределяют по салону. (Например, в Boeing 737 и Airbus A320). В некоторых случаях для достижения баланса добавляют балласт в багажный отсек. Небольшие самолёты могут испытывать перемещение центра тяжести во время полёта даже при условии достаточного количества пассажиров внутри. Например, у самолётов с тяжёлым хвостом центр тяжести меняется, когда сжигается топливо (например, у Embraer E175). У Superjet 100, наоборот, хвостовая часть легче, чем передняя. Поэтому при перелете часто загружают его заднюю часть. Иногда в качестве груза используют мешки с песком.

-2

В истории есть примеры, когда самолеты терпели крушение из-за нарушения распределения веса на борту (или центровки). Чаще это случалось во время взлётов. Например, в 1992 г. самолёт Ту-154 в Тбилиси не смог подняться в воздух из-за халатности техников, которые выполнили загрузку судна без центровочных графиков. Взлётный вес лайнера был превышен более чем на 2 т, а центровка превосходила ограничения по максимально допустимой передней.

Когда самолёт летит пустым, он может оказаться вне диапазона нужного веса, что может негативно сказаться на его лётных характеристиках. Недостаточная центровка может привести к трудностям в управлении, особенно при взлёте и посадке. Пустой самолёт может иметь непредсказуемую реакцию на изменение атмосферных условий, таких как ветер и турбулентность. То есть летать пустым самолётом не только неэффективно, но и небезопасно.

#самолет #шок #интересные факты