Найти тему
Непотопляемый Перчик

Месть покойника, или Верни, иначе смерть.

Сторожевая башня. Северная Осетия Алания
Сторожевая башня. Северная Осетия Алания

Решила и я одну мистическую историю рассказать. Правда, произошла она не лично со мной. Но свидетельницей случившегося была почти от самого начала и до конца. И главный вывод из истории сделала такой: мёртвых обижать нельзя, отомстят.

Сама-то я деревенская. Семейная жизнь не задалась. Единственного сыночка не уберегла, в садике корью заразился. Брак распался — муж оказался никудышным, преуспевал лишь в пьянстве да похождениях налево. Прогнала. Работы с хорошей зарплатой на селе не сыскать. Несколько лет пыталась работать в городе, но денег хватало лишь на аренду жилья и питание, да отправить немного родителям в деревню.

Искала выход из ситуации, и, как говорится, кто ищет, тот найдет. Уже много лет тружусь на вахте, собираю урожай фруктов. Труд не из легких, но платят хорошо, бывало, в месяц и за 70 тысяч выходило. Плюс бесплатное проживание и трехразовое питание. Иногда и стоимость проезда оплачивают. К тому же это всегда путешествие. Довелось побывать в Крыму, Краснодарском крае, на Ставрополье, да еще много где. И всегда после вахты домой не торопилась, на несколько дней задерживалась, с местными обычаями, кухней знакомилась.

А мистика произошла шесть лет назад в Северной Осетии (Алании). Я тогда там три месяца яблоки собирала. Познакомилась с Николаем, мужчиной моего возраста. Сказал, что тоже одинокий, стали встречаться без обязательств. Поначалу производил приятное впечатление: балагур, непьющий, рукастый, трудолюбивый. Правда, прижимистый, потом, когда во Владикавказе снимали квартиру, так он предложил оплачивать аренду поровну. Хотя денег заработал поболее моего. Он не из России, и, по его словам, только за один месяц в Осетии заработал столько, сколько на родине и за три месяца не получал. Ну да Бог ему судья. Потом, как выяснилось, жадность к деньгам чуть не свела его в могилу. Это ведь он в мистическую историю вляпался, ну и я заодно.

Закончилась вахта, с работниками сполна рассчитались, и мы с Николаем поехали во Владикавказ, где в районе старого города сняли на несколько дней квартиру. Остаток дня провели, гуляя по проспекту Мира (аналог Арбата), набережной Терека, старинным улочкам. А затем была хорошая ночь, как оказалось, последняя спокойная, потом у Коли начался период нескончаемых кошмаров, да и мне пришлось жутко поволноваться.

Утром отправились с туристической группой в горы. Я осталась под большим впечатлением от поездки, природа первозданная, красивая. Иногда извилистая дорога пролегала между гор, и кое-где их отвесные стены нависали над ней, закрывая солнце, казалось, скалы пытаются зажать машину в своих мощных тисках. Посетили знаменитое Кармадонское ущелье и много других достопримечательностей, локаций, с которых открывались незабываемые виды на умопомрачительные пейзажи. По пути постоянно попадались старинные охранные башни и небольшие каменные постройки с пирамидальной крышей.

На обратном пути во Владикавказ нашу группу привезли к развалинам старинного осетинского поселения с многовековой историей. Вскоре выяснилось, что здесь-то вся эта жуткая мистика с Николаем и началась. В поселении было несколько сторожевых башен, руины разрушенных строений, а также хорошо сохранившиеся небольшие сооружения с двускатной крышей, и небольшими отверстиями в стене.

руины охранной башни, рядом два родовых склепа. Северная Осетия
руины охранной башни, рядом два родовых склепа. Северная Осетия

От гида узнали, что это склепы — родовые усыпальницы для нескольких поколений одной фамилии, в которых осетины хоронили своих умерших. Согласно древнего похоронного обряда, умерших помещали в эти сооружения в самых дорогих нарядах, вместе с украшениями, оружием. Такие факторы, как сухой горный климат, продуваемость, отсутствие застоя воды, способствовали мумификации останков, они хорошо сохранились до наших дней, можно в этом убедиться, заглянув в отверстие, на самом деле являющееся входом в склеп, через который помещались умершие вовнутрь.

Также гид сообщил, что в Средние века во время смертельных эпидемий чумы и холеры, чтобы не заразить окружающих, больные в погребальных одеждах отправлялись добровольно в свои родовые склепы дожидаться смерти. Тем самым несчастные старались дать шанс на выживание не заразившимся жителям поселения. Родственники приносили для них еду, которую оставляли поблизости от склепов. Если еда оставалась нетронутой, значит, человек ушел в мир иной, и по нему проводили похоронный обряд.

По словам гида, если в роду не осталось ни одного живого человека, то соплеменники заваливали вход в склеп мельничным жерновом. Это служило знаком, что род владельцев данного склепа прервался.

После лекции люди отправились знакомиться с поселением. Мы с Николаем тоже побродили, заглянули в сторожевую башню. А вот к склепам я не пошла, хотя и было интересно, но решила: незачем беспокоить усопших. Вернулась к автобусу. Постепенно почти все собрались, стали обсуждать увиденное, зрелище не для слабонервных, на фоне гор человеческие останки показывали тленность бытия. А Николая всё не было. Я уже стала переживать к тому моменту, когда он появился. На мой немой вопрос пояснил, мол, живот скрутило, а туалета нет, вот он за валуном и присел.

За день мы нагулялись, подустали, надышались чистым горным воздухом, и по возвращении в квартиру после ужина меня сморил крепкий сон. А вот Николаю не спалось, сквозь сон слышала, как он неоднократно вставал с постели, ходил на балкон курить. Мы заранее договаривались, что на следующий день пойдем на знаменитый центральный рынок Владикавказа, однако дружок отказался от намеченного похода, сославшись на усталость и бессонную ночь. Когда я, восторженная, вернулась с многочисленными покупками в квартиру, то Коли там не обнаружила, пришел он ближе к полднику, без аппетита покушал и, ничего не рассказав, отправился в спальню. Но спал недолго, вздрагивал, стонал.

Остаток дня провели на улицах города. Мне так понравился Владикавказ, что я сама себе дала слово — обязательно приеду сюда вновь. А вот Николай был явно без настроения, выглядел уставшим, ничто не интересовало его. Ночь прошла беспокойно, он неоднократно выл, кричал во сне, подскакивал, тем самым пугая меня. Следующий день мы вновь провели порознь, когда встретились, он выглядел изможденным, был нервным, испуганным. Меня все это стало напрягать, обеспокоенная таким странным поведением, начала расспрашивать, что с ним происходит.

Выяснилось, что человек не может спать из-за страшных сновидений. Постоянно снится пожилой седовласый мужчина, усатый. Сначала был один, что-то говорил на непонятном тарабарском языке, в первый раз спокойно, потом интонация поменялась, стала злой. Затем, вместе со стариком стали снится еще какие-то люди. С каждым сном число людей увеличивается, они что-то говорят, выкрикивают, стоит громкий гомон, но разобрать слов невозможно. И спать нереально, устал от бессонницы, а что делать не знает.

Я никогда ни с чем подобным не сталкивалась, что-то толковое посоветовать не могла, и тогда начался мозговой штурм. Наконец-то меня осенило:

- Так мы же сейчас в Осетии! Может, старик говорит по-осетински? Постарайся во сне запомнить хотя бы несколько слов, потом переведем и, может быть, поймем, чего от тебя хотят.

Николай согласился, а что ему еще оставалось делать? Несколько раз засыпал, и минут через десять начинал выть, кричать, а затем вскакивал объятый страхом. Но ему все-таки удалось запомнить два слова: «ратын», «адзал». Интернет нам не помог, и тогда я отправилась на улицу за помощью к осетинам. Не с первого раза, но помогли, оказалось, что у первого слова было несколько значений, а вот значение второго слова меня сильно испугало.

Когда я вернулась, Николай был в сильно возбужденном состоянии. Я начала перечислять значения слова «ратын», и когда дошла до «верни», он остановил меня движением руки и закончил: «иначе смерть». Удивленно спрашиваю:

-Как ты это понял?

- Да, весьма доходчиво во сне объяснили. Провели рукой по горлу.

После этого у нас начался тревожный диалог:

- Скажи, за что тебя хотят убить? Ведь ничего так просто не бывает, как говорит моя мама, даже котёнки просто так не рождаются. Ты с кем-то здесь конфликтовал?

-Ничего такого не было...

- А что ты делал, где был, когда я ходила на рынок?

- В антикварный магазин зашел кольцо оценивал.

-Что за кольцо?

Николай с явной неохотой показал мне золотой перстень с кроваво-красным камнем. Похоже, старинный, дорогой.

-Откуда он у тебя? - интересуюсь.

- Нашел.

Я хотела спросить, где это случилось, но тут же сама все поняла:

— В склепе! Не ходил ты до ветра, а к мертвецам залез. Как ты мог, о чем ты думал?! Ты ненормальный? Наверное, подцепил среди костей какую-то заразу, типа чумы, а теперь тебя галлюцинации мучают. Ты еще и меня, возможно, заразил!

Николай молчал, сидел опустив голову. Вид у него был жалок, а в моей душе росло чувство неприятия этого человека. И тут, словно молния, пронзила страшная догадка, и гневные слова полились из меня, как бурная горная река:

- Похоже, ты не понимаешь, что натворил?! Тебе снится несчастный старик, которого ты обидел, забрав перстень у мертвого. Думал, никто не узнает? Но мертвец-то не простой, может за себя постоять, будет мстить вместе со своим родом, пока не добьется своего. А если при твоей жизни этого не получится, то они тебя и на том свете достанут. Но, скорее всего, твои дни сочтены, осталось недолго. Ведь ты не только родовое захоронение осквернил, но и оскорбил память предков. А мы на Кавказе, здесь существует кровная месть! Если не вернешь кольцо, то тебе конец, без сна долго не проживешь, или с ума сойдешь, или к тебе нагрянут горячие горцы, влекомые праведным гневом.

- Да как они узнают-то? - попытался возражать Николай.

Но я его прервала:

Но ведь старик тебя нашел, что ему мешает во сне сообщить живым родственникам, кто это сделал и где находится негодяй? Они не будут церемониться, как барана прирежут тебя, и меня заодно. Нельзя терять время! Давай, вызывай такси, в горы езжай, кольцо хозяину возвращай, кайся, на коленях прощение проси.

После молчаливой паузы, морально раздавленный, но пытающийся хорохориться Николай сказал:

- Ладно, так и сделаю, но не сейчас, уже очень поздно. Что я псих ночью к мертвецам ходить?! Утром поеду. А ночью постараюсь не спать, несколько чашек кофе взбодрит.

Утром Николай отправился в горы, а я осталась ждать от него звонка. Но прошло два часа, затем истекло всё возможное время, а телефон молчал. Тогда я попыталась сама до него дозвониться, но абонент был вне зоны сети. Внутри меня возникло волнение, вскоре переросшее в панику. Что только не передумала. Когда прошло пять часов, я быстро собрала вещи, покинула квартиру, оставив ключ в специальном устройстве с кодовым замком. Вызвала такси, уехала на ж/д вокзал. У меня был билет на поезд, отбывающий через сутки, но мне удалось обменять его на другой, отходящий через несколько часов. Я сильно нервничала, воображение рисовало жуткие картины. И тут раздался долгожданный звонок. Николай сообщил, что сделал всё как надо, вернул перстень, покаялся.

На мой вопрос, где его черти носили, получила неожиданный ответ. Оказывается, этот ж.мот даже в такой экстремальной ситуации решил сэкономить на такси, поехал на пригородном автобусе, который ходит на маршруте по расписанию четыре раза в день. Почти час ждал отправления автобуса, затем больше часа ехали до места, а оттуда пешком топал в горы до руин старинного поселения. Когда ехал в горы, заснул и своими дикими криками пассажиров перепугал, когда грозный старик приснился. На обратном пути во Владикавказ вновь уснул, но в этот раз безмятежно проспал до самого автовокзала. Старик не приснился, значит, всё получилось. А позвонить раньше не мог, потому что сеть его оператора в горах не ловится.

Он старался узнать, где я и какие у нас на вечер планы, он бодр и полон сил. Но я сказала, что нет больше никаких наших планов, и отключила телефон. Затем удалила из памяти номер и вычеркнула из своей жизни воспоминания про эту жалкую ничтожную личность. Однако спустя полгода это ничтожество смогло хитростью дозвонилось до меня с другого телефона. Предлагал вновь поехать вместе на очередную вахту. Я молчала, Николай, видимо, всё поняв, под конец сообщил, что после приезда на родину сходил в храм, покаялся, и той же ночью старый осетин приснился вновь. Старик ничего не говорил, лишь строго посмотрел, покачал указательным пальцем и растворился. Доходчивый урок преподал, будет другим проходимцам наглядная наука...

Предлагаю прочитать по этой теме рассказ «Гость с того света, или Три встречи с покойником». либо альтернативно рассказ «Когда приспичит и с того света докричишься»

Написал рассказ, отредактировав историю читательницы, Евгений Павлов-Сибиряк, автор книг - Преодолевая страх, Невероятная мистика. Приобрести книги со скидкой 10 % вы можете -ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ. Послушайте рассказы -ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ