Я начала работать в сфере HR более 15 лет назад. Как сейчас помню, начинала я с ассистента отдела подбора персонала (принеси-подай и желательно не мешайся под ногами), когда в общем-то мало кто считался с моим мнением, да и вообще меня замечал. В мои обязанности входило - делать кофе сотрудникам и тем, кто приходит на собеседование, распечатывать резюме и провожать в переговорную.
Закончив школу с золотой медалью, а далее получив высшее образование в МГУ им. М.В. Ломоносова - эта должность была явно не тем, чего ожидают люди после такого фидбека. Но каково было мое удивление, когда я начала искать работу, приходя на собеседования, мне либо отказывали за неимением опыта работы, либо говорили всем знакомую фразу «мы Вам перезвоним». Я была настолько удивлена этому факту, что даже впала в некое отчаяние. И, получив, «это прекрасное предложение стать ассистентом» - я, конечно же тут же согласилась. Так начался мой путь, связанный с подбором, обучением и адаптацией персонала в Компаниях.
Только спустя большое количество лет, наработав опыт и проведя более 10000 собеседований, пройдя все этапы карьерной лестницы и став директором по персоналу крупных международных холдингов с численностью персонала более 35000 человек, я поняла свои ошибки в поиске работы. Поняв, как устроена система, Вы всегда сможете под нее подстроиться. Эти советы будут полезны как людям, которые ищут свою первую работу, так и людям, имеющим за плечами богатый профессиональный багаж, но которые в силу тех или иных причин, не могут найти себе подходящее место работы.
Итак начнём.
✅Правило номер один: все врут.
Да, да, именно так. Ваши глаза Вас не обманывают. На собеседовании врете Вы, врет менеджер и руководитель, который с важным видом придет с Вами пообщаться и даже директор предприятия. А все потому что Вы продаете себя, менеджер продает Компанию, а руководитель продает свое руководство над Вами. Поэтому, приходя на собеседование, Вы должны скорее быть актером в первую очередь, а во вторую профессионалом своего дела, отличным коллегой и т.д. Вы должны себя продать! Причем выгодно. Вне зависимости будете ли Вы устраиваться на эту работу или нет. Поэтому вранье в разумных пределах и с присущей именно Вам индивидуальностью в совокупности с подчеркнутыми Вашими преимуществами - это 50% успеха.
✅Правило номер 2: Ваше резюме должно быть четким, понятным и выстроенным под конкретную вакансию.
Это значит, что если Вы музыкант, а хотите устроится инженером. Не стоит говорить в резюме, что музыка Вам сильно поможет освоить навыки инженерии и проектирования. Это уже не вранье, в положительном его смысле, а неприкрытая ложь. Такое резюме менеджер по персоналу даже не будет читать. В среднем менеджеры по подбору тратят на просмотр одного резюме от 4-7 секунд. Если за это время Вы его не заинтересовали, то вряд ли по той же причине заинтересуете других.
Также если Вы впервые ищете работу - всегда можно выйти из положения, не имея опыта работы. Пишите свои положительные качества, проекты, которые Вы делали в институте, олимпиады и т.д. Многие работодатели готовы брать к себе специалистов без опыта работы. Но они хотят, чтобы специалист был ответственный, в которого можно вложить, а далее он будет приносить пользу, а польза = деньги. Вы должны привыкнуть что на Вас смотрят как на деньги, все руководители Вас монетизируют, это факт. Мораль: Поэтому если Вы не можете сами составить грамотное резюме, лучше не тратить время и обратиться к профессионалу.
✅Правило номер 3: разведка.
Быть немножечко шпионом не зазорно, а правильно. Прежде чем идти на собеседование - Вы должны очень тщательно ознакомиться с Компанией и с вакансией. Изучить какие еще есть вакансии у Компании, сколько Компания на рынке, чем занимается, основные достижения. В общем все, что Вы сможете добыть из открытых источников. Это сильно повысит Ваш рейтинг в глазах hr-менеджера, которому не нужно будет в мельчайших подробностях рассказывать «какая у нас классная Компания и как у нас супер все устроено». P.S. Хотя этот рассказ вкратце, но Вам все же придется прослушать).
✅Правило номер четыре: показать свою ценность.
Даже если после первого этапа интервью, Вас позвали на второй, не стоит с фразами благодарности бросаться на шею интервьюеру и говорить что «если меня возьмут, я готов приступить хоть сейчас». Помните фразу - «Запретный плод всегда сладок». Чем ценнее кадр, тем большее количество Компаний его хочет заполучить. Деликатно скажите, что Вы обязательно придете на второй этап, но нужно согласовать заранее время, так как Вашу кандидатуру рассматривают еще несколько Компаний.
✅Правило номер 5: не навязывайте себя.
Даже если Вы супер профессионал и прошли на второй, третий, четвертей этап собеседования. Не названивайте менеджеру по персоналу с целью уточнения разных деталей или с просьбой дать Вам совет. Если менеджер в Вас заинтересован, он сам Вам скажет, как лучше проходить собеседование с руководителем и на что делать акцент при разговоре. А информацию, которую Вы в устном разговоре получили от интервьюера, вежливо попросите продублировать Вам на почту.
✅Правило номер 6: будьте уверены в себе и выглядите уместно.
«Встречают по одежке, а провожают по уму» - это факт. Изначально, какой бы Вы ценный кадр не были - если от Вас пахнет потом, или сильный запах парфюма, грязный костюм или неуместная одежда - считайте что Вы не прошли. Даже если предварительно Вас одобрил весь директорский состав по резюме. Соблюдайте банальный дресс код, ведите себя вежливо и тактично - тогда все у Вас получится!!!