В последнее время все чаще в организациях стоматологического профиля оборудуются операционные блоки. Ввиду отсутствия в открытых источниках достаточного количества информации по особенностям организации операционных допускаются ошибки, которые в дальнейшем не позволяют получить лицензию без проведения исправлений. В данной статье мы рассказываем про операционный блок стоматологического профиля, который относится к категории малых операционных, операционная класса чистоты «Б».
Операционный блок представляет собой набор взаимосвязанных помещений, обслуживаемый специальными системами по созданию микроклимата:
- температура,
- влажность,
- чистота воздуха,
- системой подачи медицинских газов для проведения седации.
Отделка помещений операционного блока выполняется строго в соответствии с функциональным назначением. Расположение помещений регламентировано с целью разделения потоков с разграничением зон:
- стерильная зона,
- операционные,
- зона строгого режима - наркозные, предоперационные, помещения хранения стерильных материалов,
- зона ограниченного режима - помещения для персонала, помещения обработки аппаратуры и инструментария и др.
К операционному блоку предъявляется повышенное внимание со стороны надзорных служб и как следствие, повышенные требования к обеспечению надежности и безопасности всех составляющих элементов. Специфичность операционного блока складывается из обязательных требований по наличию:
1. Набора функционально связанных основных помещений:
- малая операционная, предоперационная, шлюз, комната временного пребывания пациента после операции,
- обслуживающих помещений, помещение обработки наркозно-дыхательного аппарата, помещение медицинских газов, компрессорная, помещение для хранения средств уборки, служебные помещения.
2. Автономной системы приточно-вытяжной вентиляции с многоступенчатой фильтрацией и встроенной системой кондиционирования в гигиеническом исполнении.
3. Системы медицинских газов.
4. Специальных требований по отделке ограждающих поверхностей - пол, стены, потолок, окна, двери.
5. Специализированного оборудования: операционный стол, операционный светильник, наркозно-дыхательный аппарат, монитор состояния пациента, дефибриллятор, аппарат ИВЛ и др.
6. Повышенных требований к надежности электроснабжения - первая особая категория электроснабжения оборудования и наличие аварийного освещения.
При планировании и создании операционного блока следует придерживаться следующего порядка:
- Сформулировать задачу, в том числе выбрать профиль операционной, основное оборудование, помещение.
- Проконсультироваться со специалистами проектной и строительной организаций. В первую очередь с медицинским технологом о требованиях к операционному блоку планируемого профиля и возможностях его создания в рамках выбранного помещения.
- Выполнить проектные работы.
- Выполнить строительно-монтажные работы. Оформить акты скрытых работ, провести пусконаладочные работы, паспортизацию и испытания инженерных систем.
- Пройти проверки, оформить и получить лицензию.
Основной трудностью при переустройстве и перепланированию помещений под операционные блоки является необходимость соблюдения большого числа специальных требований, многие из которых знают только профильные специалисты. Важно особенно тщательно подходить к вопросу выбора подрядной организации для проведения проектных и строительно-монтажных работ, проверять у них наличие допусков СРО, лицензий, сертификатов и успешного опыта реализации подобных объектов. Безусловным преимуществом обладают организации, выполняющие работы комплексно - проектирование – строительно-монтажные работы – поставка оборудования и специализирующиеся на создании медицинских объектов.
Согласно приложению N2 к СанПиН 2.1.3.2630–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», набор помещений стоматологического операционного блока включает в себя:
• операционную не менее 20 кв.м,
• предоперационную не менее 6 кв.м или предоперационную со стерилизационной не менее 8 кв.м,
• комнату временного пребывания пациента после операции не менее 10 кв.м.
Надзорные службы могут потребовать также предъявить помещения:
• шлюз для отдельного входа пациента не менее 4 кв.м.
В операционную;
• служебные помещения, помещения обработки и хранения НДА, помещение хранения предметов уборки и дезинфицирующих средств,
• помещение медицинского газоснабжения в случае если
будут медицинские газы,
• помещение хранения наркотических препаратов.
Дополнительно предусматривают помещения:
• процедурную;
• кабинет анестезиолога.
Исходя из перечисленного набора помещений минимальная площадь для создания операционного блока стоматологического профиля будет составлять около 40 кв.м. При этом помещения должны быть расположены смежно – отдельным блоком от других помещений клиники.
Операционный блок необходимо размещать в непроходном месте с соблюдением четкой последовательности в расположении помещений. Пациент входит в операционную через шлюз, а персонал – через предоперационную. Согласно СанПиН: «...по заданию на проектирование без естественного освещения допускаются: операционные...», однако для операционных стоматологического профиля наличие естественного освещения желательно.
Для отделки применяются отделочные материалы, разрешенные для использования в помещениях с влажным, асептическим режимом, устойчивые к дезинфектантам. Стены операционной отделываются матовой керамической плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту помещения. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен должны быть заведены на стены на высоту 10–15 см. Швы между примыкающими один у другому листами линолеума должны быть заделаны герметично.
Во всех помещениях для пола должны применяться нескользящие покрытия. Покрытия пола операционных, наркозных, реанимационных залов, палат интенсивной терапии и послеоперационных должны иметь токопроводящую основу, обеспечивающую необходимые токоотводящие свойства. Под основу покрытия предусматривается укладка медной ленты по периметру помещений, соединенной с шиной дополнительного уравнивания потенциалов. Допускается отделка пола плиткой. Потолки операционных, предоперационных окрашиваются водоэмульсионными или другими красками. Допускается применять подвесные, подшивные и другие виды потолков в помещениях классов чистоты А и Б, а также помещениях с влажным режимом при условии, что материал потолка должен обеспечивать возможность проведения его влажной очистки и дезинфекции. Подвесной потолок в операционных, наркозных, реанимационных залах, палатах интенсивной терапии и послеоперационных палатах должен быть герметичным. Конструкция должна при необходимости обеспечивать доступ в пространство между подвесным потолком и перекрытием для обслуживания инженерных систем. Встроенные светильники должны монтироваться заподлицо с потолком. Нормативные документы допускают применение других материалов отделки, которые применяются при создании «чистых помещений», в том числе операционных блоков крупных медицинских центров.
Для оснащения операционных блоков применяется дорогостоящее высокотехнологичное оборудование, в том числе: операционный стол (или стоматологическое кресло), операционный светильник, наркозно-дыхательный аппарат, монитор состояния пациента, дефибриллятор, аппарат ИВЛ, хирургический отсос и многое другое. Необходимость установки того или иного оборудования и мебели определяется функциональным назначением помещений и стандартами оснащения.
В части организации работы операционного блока главные принципы – это высокая надежность, бесперебойность и безопасность. В соответствии со степенью опасности, которую может повлечь перерыв в электроснабжении, электроприемники операционных блоков относят к первой особой категории. К этим электроприемникам относят не только медицинское технологическое оборудование, но и инженерное оборудование, системы вентиляции и кондиционирования, компрессора, кислородный концентратор обслуживающие операционный блок и освещение. Электроприемники первой особой категории должны обеспечиваться от трех независимых источников, в качестве третьего источника можно устанавливать ИБП (источник бесперебойного питания), в качестве второго – ДГУ (дизель-генераторная установка). Время работы источника автономного аварийного питания определяется временем гарантированного окончания операции и временем эвакуации персонала и пациентов из клиники.
Вывод, работать с организацией которая комплексно занимается всеми вопросами открытия клиники - это преимущество!
Экономия ресурсов и времени!