Найти тему
NOESIS

Как обучаться эффективно?

Оглавление

Что влияет на нашу способность к обучению? Кто-то учится легко, почти не прилагая усилий, а кому-то учёба не даётся вовсе.
Всё ли зависит исключительно от врождённых качеств?

Designed by Freepik
Designed by Freepik

Недавно нами был проведён опрос об эффективных методах обучения.
Многие из вас слышали про некоторые из методов, а теперь мы расскажем о них подробнее.

Pomodoro

Популярный метод, о котором слышали 70% опрошенных нами людей.
“Метод помидора” — техника управления временем, автором которой является Франческо Чирилло.
Суть метода: работа в установленные отрезки времени без отвлекающих факторов повышает эффективность деятельности.
Промежутки времени в этой технике называются “помидор”, из-за
таймера в виде помидора, который использовал Франческо. “Помидоры” длятся полчаса: 25 минут работы и 5 минут отдыха.

Designed by Freepik
Designed by Freepik

Последовательность действий:
1. Поставьте задачи и расставьте приоритеты: какие задачи будут выполнены в первую очередь.
2. Установите таймер на 25 минут.
3. Работайте до сигнала таймера. Важно – ни на что не отвлекаться и сосредоточиться на работе по максимуму.
4. После сигнала таймера сделайте короткий перерыв (5 минут).
5. Длинный перерыв (до 30 минут) делайте после каждого 4-го “помидора”.

Иногда бывает трудно не отвлекаться на телефон или людей вокруг, но при использовании описываемой техники важно постараться убрать отвлекающие факторы на 25 минут. Если же что-то срочно требует вашего внимания, рекомендуется отключить таймер, сделать срочные дела и включить таймер на 25 минут заново.

Схема чередования активности и отдыха
Схема чередования активности и отдыха

Если одна из задач решена раньше установленного времени, попробуйте заняться следующей и сделайте перерыв по окончанию засечённого времени.

Знание о скором перерыве мотивирует продолжать работу, и в этом заключается эффективность техники "помидор". Такой подход даёт возможность сохранять продуктивность в течение рабочего дня и устраняет фактор отвлечения.

Перевёрнутый класс

Малоизвестный метод с концепцией, отличной от традиционной.
Суть этого принципа обучения заключается в том, что усвоение нового материала задаётся на дом, на самостоятельное изучение, а аудиторная работа посвящена выполнению заданий и упражнений для закрепления.
Знакомство с материалом лекции происходит заранее: дома вы читаете книги, смотрите видео на заданную тему, отмечаете места, в которых у вас возникли вопросы. А на занятии обсуждаете с преподавателем и сокурсниками изученную информацию, проясняете сложные моменты.

Чтобы внедрить данный принцип в собственное обучение, можно заранее попросить у преподавателя дополнительные материалы: план занятий, список литературы.

Какие у метода преимущества?
• изучение материала в любое свободное время и в собственном темпе
• на занятии время уделяется индивидуальным консультациям с преподавателем
• возможности для применения знаний на занятии
• простор выбора дополнительных источников обучения
Использование данного метода позволит вам не отставать от программы, так как вы всегда будете на шаг впереди.

Самообъяснение и постановка вопросов

Задавайте себе вопросы о типу “Что это значит?” или “Почему это так работает?”, изучая новый материал. Полно и подробно отвечая на вопросы, заданные самому себе, материал прочнее усваивается в памяти.
На них легко ответить, если тема хорошо знакома. Но если дело касается нового материала, могут возникнуть трудности, преодоление которых и закрепляет информацию.

Designed by Freepik
Designed by Freepik
Вы можете задать себе вопросы перед изучением новой главы и подумать, о чём она будет, или составить вопросы по пройденному материалу. Это позволит выделить в информации главную мысль.

Мы предлагаем вам несколько вариантов вопросов, с которых можно начать внедрение данных приёмов в свою жизнь:
- Как это работает?
- Почему это работает именно так?
- Что мне не понятно в теме?

Интерливинг

Изучение нескольких областей нового материала.
Метод, где упор ставится на комплексное освоение информации по теме.
Речь идёт не об абсолютно разных областях знания, например, психологии и экономике, а
о взаимосвязанных темах. Их параллельное изучение позволяет увидеть связи, сходства и различия между идеями. Обучение в вузе строится на связанных между собой предметах, так что интерливинг применим и при получении высшего образования.

Designed by Freepik
Designed by Freepik

Важное уточнение: если вам важно повысить эффективность обучения, попробуйте использовать интерливинг совместно с другими стратегиями овладения информации. Само по себе параллельное изучение материала принесёт мало пользы, если бы будете просто читать два учебника попеременно. Можно совместить интерливинг с методом помидора или самообъяснением.

Интерливинг особенно хорош, когда речь идет о долгосрочных результатах.

Интервальное повторение

Метод предложен Германом Эббингаузом, который изучал эффекты памяти. Широко известна “кривая Эббингауза” как график забывания материала.
Информация забывается с определённой скоростью, и метод интервальных повторений помогает бороться с данным эффектом.

Это техника запоминания информации, основанная на повторении материала через постепенно увеличивающиеся промежутки времени. Такой подход позволяет закрепить информацию в памяти.
Интервальные повторения полезны в том числе при подготовке к экзаменам, изучении иностранных языков и освоении профессиональных навыков.
Основные принципы метода:
• Постепенное увеличение промежутков времени между повторениями.
• Применение активного повторения (пересказ, тестирование и другие приёмы).
• Поддержание мотивации и интереса для большей эффективности.
• Отслеживание прогресса: попробуйте зафиксировать, какая часть информации запомнилась более успешно, а какая требует повторения.
• Составление плана повторения: организуйте регулярные сессии повторения, чтобы это стало привычкой.

Designed by Freepik
Designed by Freepik

Предлагаются различные схемы повторения материала по методу интервальных повторений, но общий принцип один: между повторениями увеличивается время. Если первое повторение вы сделали через полчаса после изучения, следующее сделайте через несколько часов.
Вот
одна из схем:
1) первое повторение – через 30 минут
2) второе повторение – через 1 час после первого
3) третье повторение – через 6 часов после второго
4) четвёртое повторение – через сутки после третьего
Схемы приблизительны и индивидуальны, так что их можно подстроить под собственный график. Главное — соблюдать основной принцип и первое повторение произвести не более, чем через полчаса-час после изучения.

Тестирование

Многие в жизни сталкивались с тестами во время учёбы.
Тестирование по большей степени можно описать как форму контроля усвоения информации. Используя данный метод при освоении материала, вы отслеживаете прогресс и степень усвоения информации.

Designed by Freepik
Designed by Freepik

Не важно, какой из методов используете вы. Главное, чтобы от него была польза.