Что влияет на нашу способность к обучению? Кто-то учится легко, почти не прилагая усилий, а кому-то учёба не даётся вовсе.
Всё ли зависит исключительно от врождённых качеств?
Недавно нами был проведён опрос об эффективных методах обучения.
Многие из вас слышали про некоторые из методов, а теперь мы расскажем о них подробнее.
Pomodoro
Популярный метод, о котором слышали 70% опрошенных нами людей.
“Метод помидора” — техника управления временем, автором которой является Франческо Чирилло.
Суть метода: работа в установленные отрезки времени без отвлекающих факторов повышает эффективность деятельности.
Промежутки времени в этой технике называются “помидор”, из-за таймера в виде помидора, который использовал Франческо. “Помидоры” длятся полчаса: 25 минут работы и 5 минут отдыха.
Последовательность действий:
1. Поставьте задачи и расставьте приоритеты: какие задачи будут выполнены в первую очередь.
2. Установите таймер на 25 минут.
3. Работайте до сигнала таймера. Важно – ни на что не отвлекаться и сосредоточиться на работе по максимуму.
4. После сигнала таймера сделайте короткий перерыв (5 минут).
5. Длинный перерыв (до 30 минут) делайте после каждого 4-го “помидора”.
Иногда бывает трудно не отвлекаться на телефон или людей вокруг, но при использовании описываемой техники важно постараться убрать отвлекающие факторы на 25 минут. Если же что-то срочно требует вашего внимания, рекомендуется отключить таймер, сделать срочные дела и включить таймер на 25 минут заново.
Если одна из задач решена раньше установленного времени, попробуйте заняться следующей и сделайте перерыв по окончанию засечённого времени.
Знание о скором перерыве мотивирует продолжать работу, и в этом заключается эффективность техники "помидор". Такой подход даёт возможность сохранять продуктивность в течение рабочего дня и устраняет фактор отвлечения.
Перевёрнутый класс
Малоизвестный метод с концепцией, отличной от традиционной.
Суть этого принципа обучения заключается в том, что усвоение нового материала задаётся на дом, на самостоятельное изучение, а аудиторная работа посвящена выполнению заданий и упражнений для закрепления.
Знакомство с материалом лекции происходит заранее: дома вы читаете книги, смотрите видео на заданную тему, отмечаете места, в которых у вас возникли вопросы. А на занятии обсуждаете с преподавателем и сокурсниками изученную информацию, проясняете сложные моменты.
Чтобы внедрить данный принцип в собственное обучение, можно заранее попросить у преподавателя дополнительные материалы: план занятий, список литературы.
Какие у метода преимущества?
• изучение материала в любое свободное время и в собственном темпе
• на занятии время уделяется индивидуальным консультациям с преподавателем
• возможности для применения знаний на занятии
• простор выбора дополнительных источников обучения
Использование данного метода позволит вам не отставать от программы, так как вы всегда будете на шаг впереди.
Самообъяснение и постановка вопросов
Задавайте себе вопросы о типу “Что это значит?” или “Почему это так работает?”, изучая новый материал. Полно и подробно отвечая на вопросы, заданные самому себе, материал прочнее усваивается в памяти.
На них легко ответить, если тема хорошо знакома. Но если дело касается нового материала, могут возникнуть трудности, преодоление которых и закрепляет информацию.
Вы можете задать себе вопросы перед изучением новой главы и подумать, о чём она будет, или составить вопросы по пройденному материалу. Это позволит выделить в информации главную мысль.
Мы предлагаем вам несколько вариантов вопросов, с которых можно начать внедрение данных приёмов в свою жизнь:
- Как это работает?
- Почему это работает именно так?
- Что мне не понятно в теме?
Интерливинг
Изучение нескольких областей нового материала.
Метод, где упор ставится на комплексное освоение информации по теме.
Речь идёт не об абсолютно разных областях знания, например, психологии и экономике, а о взаимосвязанных темах. Их параллельное изучение позволяет увидеть связи, сходства и различия между идеями. Обучение в вузе строится на связанных между собой предметах, так что интерливинг применим и при получении высшего образования.
Важное уточнение: если вам важно повысить эффективность обучения, попробуйте использовать интерливинг совместно с другими стратегиями овладения информации. Само по себе параллельное изучение материала принесёт мало пользы, если бы будете просто читать два учебника попеременно. Можно совместить интерливинг с методом помидора или самообъяснением.
Интерливинг особенно хорош, когда речь идет о долгосрочных результатах.
Интервальное повторение
Метод предложен Германом Эббингаузом, который изучал эффекты памяти. Широко известна “кривая Эббингауза” как график забывания материала.
Информация забывается с определённой скоростью, и метод интервальных повторений помогает бороться с данным эффектом.
Это техника запоминания информации, основанная на повторении материала через постепенно увеличивающиеся промежутки времени. Такой подход позволяет закрепить информацию в памяти.
Интервальные повторения полезны в том числе при подготовке к экзаменам, изучении иностранных языков и освоении профессиональных навыков.
Основные принципы метода:
• Постепенное увеличение промежутков времени между повторениями.
• Применение активного повторения (пересказ, тестирование и другие приёмы).
• Поддержание мотивации и интереса для большей эффективности.
• Отслеживание прогресса: попробуйте зафиксировать, какая часть информации запомнилась более успешно, а какая требует повторения.
• Составление плана повторения: организуйте регулярные сессии повторения, чтобы это стало привычкой.
Предлагаются различные схемы повторения материала по методу интервальных повторений, но общий принцип один: между повторениями увеличивается время. Если первое повторение вы сделали через полчаса после изучения, следующее сделайте через несколько часов.
Вот одна из схем:
1) первое повторение – через 30 минут
2) второе повторение – через 1 час после первого
3) третье повторение – через 6 часов после второго
4) четвёртое повторение – через сутки после третьего
Схемы приблизительны и индивидуальны, так что их можно подстроить под собственный график. Главное — соблюдать основной принцип и первое повторение произвести не более, чем через полчаса-час после изучения.
Тестирование
Многие в жизни сталкивались с тестами во время учёбы.
Тестирование по большей степени можно описать как форму контроля усвоения информации. Используя данный метод при освоении материала, вы отслеживаете прогресс и степень усвоения информации.
Не важно, какой из методов используете вы. Главное, чтобы от него была польза.