Случайно наткнулся на одноименный сериал, посмотрел и вспомнился оригинал: очень сильно распиаренный и получивший премию «Эдгара» роман Стивена Кинга «Мистер Мерседес». Весь пиар вокруг этого романа Кинга, сплошной обман читателя: и то, что это первый детектив Короля, и то, что это некий прорыв в жанре, да и то, что это вообще «крутой» детектив. Все это не так. Кинг и до этого романа номинировался на «Эдгара», да и ранее изданных детективов у него немало. До конца 90ых годов прошлого века все романы Кинга радовали новизной сюжета и открытиями в жанре триллера. Потом шедевры стали появляться реже. «Мистер Мерседес» - коммерческий продукт, умело поданный издателем доверчивому читателю, который готов принять любой роман мистера Кинга с восторгом. На мой взгляд, этот «шедевр» Кинг писал левой рукой и откровенно троллил читателя, игрался с ним в детектив. Ну нельзя же поверить, что копы настолько тупы, что не поняли схему угона автомобиля, и что полиция в Штатах так непрофессионально расследует тяжкое преступление, а потом и вовсе бросает расследование резонансного массового убийства, совершенного в общественном месте? Серьезно? Такие преступления расследуются не парочкой туповатых копов, а оперативными группами, включающими и федеральную полицию и полицию местную и экспертов и технических специалистов. При тех вводных, что обозначил мистер Кинг в начале романа, преступника вычислили бы за неделю. Сюжет романа слабоват, слегка затянут, склеен из провалов и прозрений главного героя, совпадений и случайностей. Чуть более рационален злодей, но и он не «Суперзло»: слишком эмоционален и простоват, не тянет на преступного гения. Сюжет типичен для Короля: противостояние Добра (тормознутого копа и его чуть более умных друзей) и Зла ( более или менее разумного, но все же довольно серого персонажа). Если следовать за метафорой Кинга в названии романа и присвоить персонажам имена моделей автомобилей, которыми они пользуются, то сюжет можно обозначить как противостояние мистера «старенькая серая Тойота » мистеру «невзрачная зеленая Субару». Развивая метафору, я бы добавил, что этот роман вовсе не премиальный «Мерседес» в мире детективов, а скорее «серая старенькая Тойота».Это то, что касается детективной линии сюжета. А вот с формой все сложнее. Многие считают, что Кинг исписался, перестал ловить мышей, побледнел. Не соглашусь. Возможно, вершин семидесятых-девяностых годов прошлого века ему уже не перепрыгнуть, да и не нужно. Кроль уже давно Король. Писать маэстро не разучился. Умение подать материал, завлечь читателя, запутать его в паутине текста и сделать соучастником событий мистер Кинг умеет, как и умеет создать напряжение и удерживать внимание читателя до последней страницы книги. Удались ему и герои второго плана. Роман читается легко и это, вполне себе, крепкий коммерческий продукт от Короля. Прочитав этот роман, я не остался разочарован, отдохнул,получил удовольствие от формы изложения и профессиональной работы автора с текстом. Все же мистер Кинг- мастер, а уж по части литературного таланта он, конечно, «Мистер Мерседес»!
Рецензия пользователя livelib.ru shefff. Источник