Найти тему
Святые места

Что значит «вечные муки»? Игумен Лука (Степанов)

Вопрос:

«Есть мнение, что муки в аду будут невечные. Святые отцы говорят, что вечные, но не бесконечные. Как это понять?»

Ответ батюшки:

В Евангелии никаких кривотолков по этому поводу нет. Слова Христа о том, что пойдут праведники в жизнь вечную, а грешники, не покаявшиеся, — в муку вечную, и об озере огненном, горящем вечно, уготованном не для человека, но для дьявола и ангелов его, также нет никаких временных границ.

При этом действительно можно нередко встретить даже своды каких-то цитат святоотеческих, которые подтверждают эту, очевидно, неевангельскую мысль о временности вечных мук.

Вопрос пребывания души в вечности невозможно рассматривать иначе как очами веры, поскольку мы, живущие во времени, можем рассуждать только о том, что происходит быстрее или дольше, но в этих категориях перемен, измеряемых нами различными временными отрезками. Мы не можем представить себе состояние вечности, в котором не просто очень долго идёт время, а в котором времени нет.

Когда мы именуем Бога вечным, это одно из Его апофатических свойств, то мы имеем в виду только то, что Он независим от категории времени, а не то, что Он существует достаточно долго, бесконечно долго, и время шло или идёт, или будет идти, а Он всё будет тем, кем Он и есть.

Но это представление земное, ущербное, убогое представление нашего человеческого ума, сотворённого во времени и способного мыслить этими временными категориями.

Когда мы говорим о Боге и о пребывании в Нём, а по слову Нового Завета, соборного послания апостола Петра, надлежит нам стать причастниками божественного естества. Вот к чему устремлено произволение всякого христианина. Вот ради чего Бог воплощался и призвал нас в чудный свой свет.

Но это единение с Богом осуществляется в результате взаимодействия воли Божьей и того сверхъестественного промысла Божьего, который всё устроил для возможности этого возвращения свободно разумной сотворённой личности в нерасторжимый союз со своим Создателем, но предполагает и решительное произволение самого человека к этому единству.

-2

Столь велик дар свободной воли, носителями которого каждый из нас является, что без этой взаимности со стороны человека сам Бог не может заключить человека в своих вечных объятиях.

И Отец Небесный, прекрасно изображённый в притче Христа Спасителя о возвращении блудного сына, как ни широко распахивает своё объятие, чтобы обнять сына своего, но эти объятия возможны только тогда, когда сам сын, осознав своё погибельное состояние, принимает решение:

«Восстану от падения своего, возвращусь к Отцу своему. Скажу: недостоин уже называться сыном Твоим, но прими меня как одного из наёмников Твоих»,

— искренне покаявшись, сам возвращается любовью своей и мольбой о спасении к своему Отцу.

Так и от всякого представителя рода человеческого, которому уготовано Небесное Царство и вечное единство со Христом. Христос пришёл ради всего человечества, ради каждого из тех, кому дано было прийти из небытия в этот чудный мир и оказаться последовательно не только участником этого временного бытия, но и вечного пребывания во свете со Христом.

-3

Но условия этого единства — это твоё собственное к этому решительное желание и произволение, и твёрдое убеждение в том, что тебе это надо. Так сказано в одной из великолепных проповедей одного из величайших православных проповедников епископа Илии Минятия:

«Бог хочет, чтобы ты спасся, если и ты этого хочешь, ты будешь спасён».

И трагедия вечных мук, то есть пребывание уже вне времени, но и вне Бога, — это трагедия худо использованной человеческой воли. Всякое учение о конечности человеческих вечных посмертных страданий для нераскаянных непременно пренебрегает величием этого божественного творения, созданием иной свободной воли, подобной его.

Наличие решительно в полноте всей свободы является непреодолимым препятствием к вечному единению с Богом, если только человек не переменит своё произволение.

-4

Слишком велико достоинство человека, созданного по образу и подобию Божию, чтобы даже в вечности им можно было пренебречь. Потому что единство с Божеством, возможность сочетания с Ним в вечности требует наличия свободной воли и употребления её в соответствии с Божественным призванием.

Тот, кто не захотел быть с Богом за время своей временной жизни, не может быть с Ним никогда. Это и называется пребыванием в аду, вне времени и вне Божества.

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читайте еще: