Найти в Дзене
Валерий Галашевский

ВТОРОЙ МАКАРЕНКО рассказ

В окно он увидел, как прямо к корпусу двигается вереница людей в ослепительно белых халатах. Впереди шагала Людмила Амплеевна, директор лагеря, рядом с ней грузный, лет 50-ти мужчина, который что-то бойко рассказывал директрисе, а следом за ними тянулось еще человек десять.

Недавно прошел дождь, который еще напоминал о себе небольшими лужами в густом сосновом бору, в котором и был расположен детский пионерский лагерь «Орленок», и именно сюда решила приехать важная делегация из областного Департамента Образования. Приезжие перепрыгивали через маленькие островки , так как асфальтовых дорожек здесь нет, да и при нынешней директрисе, пожалуй, никогда не будут: так как, по ее глубокому убеждению, асфальт только губит настоящую природу и присутствие его будет напоминать город, а не сосновый райский уголок.

У Виктора Анатольевича еще теплилась надежда,что делегация может быть идет не к нему, то есть не в третий отряд, а повернет во второй, ведь корпуса расположены совсем рядом, но предположение его было обманчивым: делегация направлялась к нему, и это вызвало у него беспокойство, которое усиливалось еще потому ,что в настоящее время он в корпусе был один, так как напарница-воспитатель отпросилась и уехала в город,а вернется только поздно вечером.

А тем временем шум, голоса гостей стали уже четко слышны, и вот самый главный мужчина, с которым мило беседовала Людмила Амплеевна, вошел на стеклянную веранду и стал разуваться. Снятую обувь все аккуратно поставили рядом с детской, которая в основном аккуратно стояла на полочках для обуви, на цветном коврике, так как все были переполнены обувью.

В помещении, в которое вошли заведующий облоно и остальные гости, было очень тихо, так как шел «тихий час». Можно было только услышать перешептывание присутствующих и шарканье босых ног по полу.

Грузный мужчина и все остальные,следовавщие за ним,прямо-таки ввалились в коридор-прихожую,которая была как бы разделительным тамбуром для комнат,в которых находились воспитанники лагеря.

Виктор Анатольевич вышел к ним навстречу.

─Валентин Васильевич!─полный мужчина представился,протянув руку для приветствия.

─Виктор Анатольевич,─ответил воспитатель.

─Ну, и что мы остановились, показывайте своих деток.

─А что их показывать? Они почти все спят.

─Неужели спят?- удивился старший.─Ведь, если я не ошибаюсь,это третий отряд. А возраст здесь 12-13 лет. Самый-самый «веселый возраст».И вы говорите «спят».Такое я впервые слышу.─Немного помолчал,видимо, обдумывая,что сказал воспитатель. А затем продолжил. ─ Вон в соседнем отряде,в первом, шум ,гам...Подушки летят! Одним словом, война. А у вас, действительно, тихо.Этому я сразу удивился,когда вошел. Но все равно вы деток покажите. Рассказы рассказами, а вот наяву увидеть , своими глазами─ это совсем другое.

Корпус, в котором размещался отряд, деревянный, выкрашенный в зеленый цвет. Под цвет сосен,чтобы хорошо вписывался в существующий ландшафт.Корпус длинный, барачного типа, с двумя большими стеклянными верандами. Вместимость детей 45 человек.Четыре палаты: по 16 человек в палате. Две комнаты мальчиков и две комнаты девочек.Вот по этим комнатам и пошла делегация посмотреть,чем же занимаются воспитанники в так называемый «тихий час»,который длится два часа:с 14 до 16. А после «тихого часа» наступал полдник,которому детвора была очень рада, так как давали конфеты ,пироженое и всевозможные сладости.

Делегация во главе с заведующим старалась ступать бесшумно, медленно продвигалась среди плотно заставленных кроватей, среди спящих мальчиков-подростков, и уже на выходе остановилась у одной последней кровати,на которой воспитанник, накрывшись простыней ,читал книгу Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы».

─А ты почему не спишь?─спросил мальчика заведующий облоно,пораженный увиденным.─Ведь в палате только ты один не спишь.

─А мне что-то не хочется спать.Я лучше почитаю.

Удовлетворенный ответом завоблоно и остальные члены делегации прошли в коридор, через который открыта дверь другой комнаты.Через нее было видно, как мальчишки,накрытые простынями, спокойно досматривали сны.

─Дальше ,пожалуй,незачем идти.Итак все ясно,─ обернулся он к присуствующим,которые следовали за ним.─Видно,что в этом отряде царит порядок и воспитатель опытный, дети его слушаются. А обратите еще внимание : какая чистота и порядок! Молодец!Похвально!─продолжал он говорить с восторгом.─Какой вы молодец.Я ,откровенно говоря,за всю свою работу впервые вижу,чтобы все четыре палаты в «тихий час» спали. Похвально!

─Какой педагогический институт вы закончили?─продолжал расспрашивать заведующий:─Не наш ,случайно?

─Нет, я ведь не педагог.Я не кончал педагогический институт.Я закончил технический вуз. Я инженер.

─А как же к нам,вернее в пионерский лагерь?

─Он помогает жене,─внесла ясность директриса лагеря.─Она сейчас отъехала.Наталья Николаевна старшая, с педагогическим образованием,работает учителем в школе.

─Ну, второй Макаренко.Похвально.Явно педагогические способности.И как это вам удается убаюкать непослушную ораву ребят?Это же сорванцы?

─ Очень просто,─спокойно ответил Виктор Анатольевич,─ я просто все детям разрешаю.Но только с одним условием,чтобы друг другу никто не мешал.Когда дети приезжают, на первом собрании они спрашивают что можно и что нельзя? Я им говорю, что в нашем отряде все можно,но только,чтобы друг другу не мешали засыпать. Например, слушаешь музыку в постели в тихий час в наушниках, смотришь вверх и видишь потолок, не мешаешь и не поворачиваешься к соседу. И так во всем.

Вся делегация очень внимательно слушала молодого воспитателя и продолжала интересоваться,задавать многочисленные вопросы:

─И что дети вот так сразу и и засыпают?

─Нет, не сразу.Для этого ,чтобы в «тихий час» начали спать, надо немало приложить усилий,чтобы слушались.Первую неделю,после отбоя ,я, как маятник, хожу по палатам, делая замечания,чтобы не мешали засыпать друг другу.Самых отъявленных наказываю трудом. Например, убрать шишки,привести в порядок волейбольную площадку,помочь в столовой поварам расставить тарелки,да мало ли что в пионерском лагере нужно сделать.Забот в хозяйстве хватает.А трудиться детки наши не очень -то желают.Поэтому,видя,что напарник отправился в тихий час к физруку помогать приводить в порядок волейбольную площадку,начинают слушаться,то есть не мешать друг другу.Лежит, слушает музыку через мобильный телефон и постепенно засыпает. Один заснул,за ним другой, и так постепенно и вся палата,─закончил воспитатель и посмотрел на присутствующих.

Воцарилась тишина. Преподаватели молчали,как бы осмысливая услышанное от молодого человека.Да и еще не от педагога. Надо же ,совсем простой, на первый взгляд, метод, а какие успехи. Любой с образованием может позавидовать такому Макаренко.

Автор В.А.Галашевский 14 сентября 2024 г

Все права этого рассказа защищены, и любая часть его не должна воспроизводиться в какой-то ни было форме и какими- то ни было средствами без письменного разрешения владельца авторских прав.