Слушала лекцию про Древний Египет. На радио "Арзамас". Хороший образовательный ресурс, кстати, мне нравится.
И вот там рассказывали, что древние египтяне воспринимали мир дискретным, поэтому, у них, мол, и рисунки были такие странные: голова нарисована в профиль, плечи - в анфас, грудь - наполовину то и то, живот и ноги - в профиль. То есть, каждая часть тела изображена с с той позиции, которая дает ей наиболее выразительную характеристику. Как будто на человеческое тело посмотрели с разных точек и собрали по кусочкам изображение, которое дает наиболее полное изображение о нем.
У древних египтян не было такого понятия, как перспектива, зато была аспектива - термин, ей противоположный.
Древние египтяне видели мир дискретным. Что же означает это мудрёное слово? Чтобы понять это, нужно некоторое пояснение.
Мы, живущие в современном мире, знаем или подспудно понимаем, что этот мир - непрерывный. Мы впитали в себя кучу знаний - это и знание о теории эволюции Чарльза Дарвина, и о том, как было изобретено радио, и про палочку Коха. И еще много, много, много всего. То есть, большинство из нас понимает, что наш мир развивался ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, что он не хаотичен. И что каждые последующие события - это СЛЕДСТВИЕ чего-то, происходящего в прошлом.
У древнего человека такого понимания не было, потому что древний человек не был способен увидеть картину целиком. Это и есть аспективный взгляд на вещи, когда в центре оказывается не смотрящий, а то, на что он смотрит.
Мир казался древнему человеку совокупность разных-разных вещей, фрагментов, которые могут как собираться вместе (при необходимости), так и разбираться обратно. Этакий мировой паззл. Конструктор, если угодно.
С нашей точки зрения, это безумие, но таковы были представления тех людей о мире. В том числе и древних египтян.
"Это все интересно, но как это касается аутистов?" - спросите вы.
Официально таких данных нет, конечно. Я просто предположила, что у людей с нарушениями аутистического спектра мышление соответствует мышлению древнего человека. Т.к. есть исследования на тему, каким видит мир аутист, и это очень похоже на описание вот этой самой дискретности, хаотичности, несвязанности окружающих объектов друг с другом.
Возьмем бытовую ситуацию, чтобы разобраться. К примеру, мы читаем книгу, и в ней описывается, что во дворе частного дома бегает курица. Потом читаем, что на следующий день курицы во дворе уже нет, зато в котелке появился вкусный куриный бульон, которым поят какую-нибудь заболевшую героиню. Мы-то понимаем, что эти два события связаны, и что одно плавно вытекает из другого. Т.к. если бы курицы не было, то - с большой вероятностью - не было бы и вкусного куриного бульона.
То есть, для нас эта связь очевидна и естественна. А вот человек с заболеванием аутистического спектра может вообще об этом не задуматься! Его мозг отмечает: вот бегала курица, потом мама сварила бульон, а курица исчезла. Ну и пусть исчезла, может, она куда-нибудь спряталась, убежала, мало ли почему о ней прекратили писать в книге. Для него эти объекты не связаны друг с другом.
Конечно, если Вы разъясните аутисту эту взаимосвязь, он поймет. Но изначально может не задуматься об этом.
Но, как Вы собрали для него этот паззл, так он благополучно может и разобраться, вот в чем проблема.
Меня прям бесит, когда я объясняю сыну какую-то, как мне кажется, очевидную истину, он вроде как понимает, кивает. А потом, через какое-то время, я обнаруживаю, что он эту истину благополучно забыл.
Может быть, теперь, когда я поняла, почему это происходит, меня станет бесить меньше? Поживем - увидим...
Мы можем долго размышлять, кем мы хотим стать, проходить разные тесты, думать, какие качества у нас лучше развиты и в каких специальностях они востребованы...А аутист просто ткнет пальцем в первую попавшуюся профессию. Для него мир - это как такая информационная мозаика, в которой все предложения - равнозначны, и нет каких-то более предпочитаемых. Ну, это я так понимаю.
Поэтому-то у меня Серёга в разные периоды жизни отвечал на мои вопросы, что он хочет быть программистом, водителем автобуса, директором шоколадной фабрики...