Найти тему
Закулиса Премудрая

Театрализация: общая характеристика и классификация (конспект)

Праздник, как общественно - социальное событие всегда был и остается одним из важнейших событий в жизни людей. Одной из составляющих любого торжества или гуляния является театрализованное зрелище.

Одна из важнейших особенностей режиссуры массового праздника состоит в том, что она как бы режиссирует саму жизнь, художественно осмысляемую. Режиссер должен уметь не просто организовать мероприятие, но и владеть законами сценарного мастерства и театрализации.

Театрализация - организация в рамках праздника материала (доку­ментального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации.

В соответствии с темой будущего сценария необходимо собрать документальный и художественный материал. Сценарий является основой театрализации.

Театрализовать материал - значит выразить его содержание средствами театра, а не пересказать его. Найти те режиссерские приемы, которые помогут зрителю понимать информацию.

Как пишет Э.В.Вершковский, обычно различают две стороны театрализации - сценарную и режи­ссерскую.

Сценарная театрализация - это творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.

Режиссерская театрализация - это творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через си­стему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.

Э.В. Вершковский различает три вида сценарно-режиссерской театрализации:

1.Театрализация компилированного или комбинированного вида – тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом.

Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.

2. Театрализация оригинального вида – создание режиссером новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом.

3. Театрализация смешанного вида – использование первого и второго вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения.

Говоря о театрализации, особое внимание стоит уделить ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, это символ, метафора и аллегория.

Символ (в переводе с греческого – знак) – знак, понятный всем, в котором заложен исторический опыт. Мы, как режиссеры, используем готовые символы (Георгиевская лента – символ победы. Голубь – символ мира).

В одном из представлений у задника на подставке был установлен макет земного шара (надувной глобус). Когда в момент исполнения финальной песни этот шар был взят участниками спектакля в руки и вынесен на авансцену, произошло органическое слияние двух планов, которое говорило зрителю о том, что мир всецело в наших человеческих руках, и мы можем и должны сделать его лучше и чище.

Метафора (в переводе с греческого – перенесение) – иносказательное средство выразительности, в сущности которого лежит принцип сравнения предмета с каким-то другим предметом на основании общего для них признака.

Аллегория – прием или тип образности, основой которого служит иносказание (Лев, как олицетворение силы; лиса – хитрости; Марс - аллегория войны; Фемида - аллегория правосудия).

Грамотное применение иносказательных средств выразительности и замысел рождают образность, как главную сущность театрализации, позволяющую показать в действии тот или иной факт, событие, эпизод, выстроить внутреннюю сценарную логику.

Использование символа, метафоры, аллегории в театрализации, это насущная необходимость, рождающаяся в процессе решения режиссером новых задач, но в то же время – это всего лишь прием, а всякий прием хорош, когда он не замечается. Зритель должен воспринимать не прием, не форму, а через прием и форму – понимать содержание и, воспринимая его, вовсе не должен замечать тех средств, которые это содержание доносят до его сознания. Нужно помнить, что все средства иносказания в режиссуре, должны быть неразрывно связаны с жизненным опытом его реальной аудитории, обуславливаться этим опытом.

Ещë один конспект о театрализации: