Документ - это свидетельство о факте.
Документ (лат. dokumentum - доказательство, свидетельство) - это материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Такими материальными носителями может быть бумага, фото - и кинопленка, магнитофонная запись и т.п., которые могут содержать тексты, изображения, звуки. Фиксацией факта является средства запечатления внешнего зримого ряда происходящего - текст, зарисовка, фотография, кинокадр. Отсюда следует вывод, что документальное - это значит не содержащее вымысла.
Документальным материалом сценариев могут служить:
-документально-исторические источники (указы, постановления, декларации, биографии конкретных людей)
-литературно-документальные источники (мемуары, очерки, публицистические статьи)
-эпистолярные материалы (дневники, письма, фото - кинодокументы)
-подлинные вещи (личные документы, одежда, оружие, награды)
-Использование историко-документального и местного материала в сценарии придает ему достоверность, эмоциональность, содержательность, вызывает интерес аудитории.
Если театр требует от зрителя сочувствия, сопереживания, то драматургия театрализованных представлений требует и содействия, активного вовлечения в то или иное действие.
Наиболее сложным, требующим большого искусства в практике монтажной работы является монтирование документального диалога.
Документальный диалог: Диало́г (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двуx и более лиц) — тип речевой коммуникации
Документальный диалог – авторская работа. Здесь каждое слово – документ.
Диалог исторических лиц, говорящих языком своих сочинений, своих писем, своих стенограмм, должен обладать всеми свойствами, которыми обладает диалог вымышленных автором героев, в уста которых автор может «свободно» вкладывать любые слова:
Художественные требования:
- Документальный диалог должен быть живой речью, а не обменом цитатами;
- Речь каждого должна быть характерной (речь крестьянина, аристократа, пьяного, влюбленного и т.д.);
- Документальный диалог должен быть действенным, двигать вперед действие.
- Нельзя сознательно фальсифицировать документы;
- Необходимо опасаться невольного искажения исторической правды;
- Избегать опасности упрощения и вульгаризации исторического материала.
Для того, чтобы соблюсти эти условия, - необходимо иметь в своем распоряжении огромный репертуар писем, речей, сочинений данного исторического лица. Например, Пушкин, Салтыков-Щедрин, Горький, Ленин и другие деятели прошлого, полные собрания сочинений которых опубликованы, могут «заговорить» в сценарии театрализованного представления на любую тему. Тем более на тему, связанную с их жизнью и деятельностью.
Возможности выстраивания такого «вымысла» у художника-документалиста безграничны, поскольку безгранично море документов – исторических источников всякого рода. И уж, совсем беспредельно сочетание различных документов.
Документальный диалог должен быть логично вмонтирован в сценарий.
В сценарии, где существует текст с диалогом, очень хорошо раскрывается тема. Так как через такую форму общения персонажей на сцене друг с другом, легко воспринимается зрителю. Художественность диалога определяется тем, насколько собеседники дополняют один другого. Драматургу важно показать не убедительную жизненность известного строя мыслей как автору диалогического жанра, а субъективное использование некоторой истины определенным героем для защиты или нападения. Собеседники в драме устанавливаются не просто для совместного раскрытия известной мысли, а соотносятся один к другому или как враги, или как сообщники. В драме сквозь реплики, произнесенные участниками диалог, мы должны уловить драматическое напряжение, душевное состояние, а в диалогическом жанре собеседники нужны лишь как орудие для развития мысли.
Документальная основа нужна для того, чтобы раскрыть важные политические и нравственные проблемы, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность.
.
Образ того или иного факта зависит от «освещения», от той концепции, в свете которой подается этот факт. Главной гарантией объективности и правдивости картины, в которой используется документальный материал, является объективность авторской позиции, гражданская честность автора, а также достаточный уровень его знаний.
Человек обладает способностью обмениваться мыслями и опытом с другими людьми речью. Речь – это способ выражения мыслей. И эта способность человека не что иное, как монтаж. Говорить (устно или письменно) значит монтировать из отдельных частиц – из слов – предложения и целые сочинения.