Найти в Дзене

Почему мы никогда не узнаем правду о реальности?

Оглавление

Нерушимое в психике человека.

Татьяна Черниговская: почему мы никогда не узнаем правду о реальности?

краткий пересказ видео от 18 апреля 2024 г.

Обсуждение искусственного интеллекта и сознания.

Вопрос о том, есть ли сознание у животных.

Интервью с Татьяной Черниговской, ученым в области нейронауки и психолингвистики.

Профессиональная деятельность

  • • Татьяна Черниговская как ученый и ее вклад в науку.
  • • Обсуждение ее роли как человека и ученого.

Эволюция и цивилизация

  • • Вопрос о том, что в психике человека нерушимо.
  • • Сравнение человеческой цивилизации с тонкой пленкой.
  • • Обсуждение эволюции и ее влияния на человеческую цивилизацию.

Вера, надежда, любовь

  • • Вопрос о том, что удерживает человека от распада.
  • • Вера, надежда и любовь как возможные ответы.

Наука и религия

  • • Обсуждение науки и религии как методов познания.
  • • Наука и религия как разные способы познания.

Симбиотика и язык

  • • Роль языка в мышлении и познании.
  • • Вопрос о возможности мышления без языка.

Миры, созданные мозгом

  • • Мозг как создатель миров.
  • • Вопрос о том, только ли люди создают миры или это свойственно и животным.

Гипотеза лингвистической относительности

  • • Обсуждение гипотезы лингвистической относительности.
  • • Влияние языка на восприятие мира.

Многообразие языков и символических систем

  • • Человек использует различные языки: вербальный, музыкальный, математический, язык тела.
  • • Эти языки конвенциональны и договорные, как, например, "микрофон" на разных языках.
  • • Возможность общения с другими существами, отличными от людей, остается под вопросом.

Восприятие и кваля

  • • Восприятие голубого неба может различаться у разных людей.
  • • Кваля, или ощущение от первого лица, сложно поддается научному анализу.
  • • Эксперименты показывают, что люди по-разному воспринимают цвета и звуки.

Мышление и язык

  • • Мышление может быть невербализуемым, но язык помогает его выразить.
  • • Эксперименты показывают, что люди могут описывать свои мыслительные процессы, используя язык.
  • • Вопрос о врожденных концептах и их влиянии на восприятие цветов.

Врожденные концепты и язык

  • • Некоторые концепты, такие как начало и конец, могут быть врожденными.
  • • Дарвиновская точка зрения: люди отличаются от других живых существ по уровню развития коммуникационных систем.
  • • Генетические механизмы позволяют детям овладевать любым языком.

Освоение языка

  • • Дети овладевают языком самостоятельно, без явного обучения.
  • • Мозг ребенка создает виртуальный учебник языка на основе потока речевой информации.
  • • Ошибки в речи детей показывают сложность процесса овладения языком.

Монолингвизм и билингвизм

  • • Мозг не знает, какой язык должен быть родным для ребенка.
  • • Большинство людей говорят на нескольких языках, монолингвизм встречается редко.
  • • Норма - это многоязычие, а не монолингвизм.

Пластичность мозга

  • • Пластичность мозга позволяет менять связи в зависимости от опыта.
  • • У маленьких детей пластичность высока, с возрастом она снижается.
  • • Важно, чтобы языки усваивались естественным образом в раннем возрасте.

Генетическая предрасположенность

  • • Мозговая картина представительства языка зависит от возраста и способа изучения.
  • • Некоторые люди легко усваивают языки, другие - нет.
  • • Нейролингвистика изучает, как мозг справляется с языками.

Количество языков

  • • В мире существует около 6-7 тысяч языков.
  • • Вопрос о происхождении языков остается открытым.
  • • Малые языки исчезают из-за отсутствия интереса у следующих поколений.

Сохранение языков

  • • Важно сохранять малые языки для сохранения культурного наследия.
  • • Каждый язык - это уникальный мир, который исчезает навсегда.
  • • Пример: язык, где люди мыслят категориями юг-север вместо лево-право.

Исследования малых народностей

  • • Ученые исследуют физические и культурные аспекты малых народностей.
  • • Физическая антропология изучает череп, руки и гортань, культурная антропология изучает обычаи и одежду.
  • • Лингвисты изучают языки, расшифровывают и интерпретируют их.

Фольклорные экспедиции

  • • Фольклорные экспедиции изучают сказки, духов и фольклор.
  • • Пример: исследование коляды, которая не боится людей летом.
  • • Язык отражает способ восприятия мира, как в татарском и финском языках.

Биосимбиотика

  • • Растения могут общаться друг с другом через знаковую систему.
  • • В Тарту есть кафедра биосимбиотики, возглавляемая учеником Лотмана.
  • • Животные также используют знаки, например, собаки демонстрируют свою территорию.

Конференция по сознанию животных

  • • В Дармсале прошла конференция по сознанию животных.
  • • Специалисты обсуждали сознание осьминов, аквариумных рыбок и улиток.
  • • Буддисты считают, что сознание есть у всех живых существ, включая растения.

Эксперименты с растениями

  • • Растения могут реагировать на негативные воздействия, например, увядание при плохом обращении.
  • • Пример из жизни: перемещение лимона на другое окно улучшило его состояние.
  • • Люди с "зелеными пальцами" могут выращивать растения из косточек.

Обучение обезьян языку

  • • Ученые научили обезьян разговаривать на языке глухонемых.
  • • Обезьяна бонобо самостоятельно научилась разговаривать.

Изучение языка у обезьян

  • • После обучения обезьян разговаривать, ученые поняли, что язык не является исключительно человеческим свойством.
  • • Обезьяны могут понимать и использовать сложные синтаксические конструкции, такие как порядок слов в предложении.
  • • Пример: обезьяна может взять конфету из холодильника, зная, что там есть и другие сладости.

Противоречивые выводы

  • • Первый вывод: обезьяны умнее, чем мы думали.
  • • Второй вывод: язык не обязательно специфически человеческий, и обезьяны могут овладеть им.
  • • Пример: канарейка, использующая четыре ноты для создания текстов, демонстрирует способность к синтаксису.

Категорическое отрицание

  • • Н. Хомский не верит в способность обезьян к языку, утверждая, что это лишь дрессура.
  • • Обезьяны имитируют, а не понимают язык.
  • • Пример: обезьяна, якобы сказавшая "он ушел туда, откуда не возвращаются" на человеческом языке.

Реальные случаи

  • • Некоторые случаи, такие как использование жестов для описания смерти, вызывают сомнения в интерпретации.
  • • Обезьяны, такие как Канза, живут долго и демонстрируют интеллектуальные способности, такие как игра на игровой приставке.

Шизофрения у животных

  • • Шизофрения у животных возможна, но это не шизофрения в человеческом понимании.
  • • Пример: домашние питомцы могут страдать неврозами, но не шизофренией.

Шизофрения как плата за язык

  • • Шизофрения может быть платой за развитие языка у человека.
  • • Пример: британский ученый Креу утверждает, что шизофрения является видовой болезнью, распространенной по всей планете.
  • • Неандертальцы, не имевшие генов, связанных с шизофренией, вымерли.

Определение сознания

  • • Обсуждение различных определений сознания, начиная от рефлексов до рефлексии и осознания.
  • • Разногласия среди ученых по поводу того, что считать сознанием.
  • • Примеры, такие как кома и вегетативные состояния, показывают сложность определения.

Различия в подходах

  • • Обсуждение, как мозг порождает сознание и наоборот.
  • • Разделение на материалистов и идеалистов в науке.
  • • Трудности в измерении и понимании сознания.

Квантовая механика и сознание

  • • Обсуждение квантовой механики и ее влияния на понимание сознания.
  • • Трудности в объяснении явлений, которые нельзя измерить.
  • • Признание, что наука сталкивается с вещами, которые невозможно потрогать или измерить.

Будущее технологий и сознания

  • • Обсуждение необходимости новых технологий для изучения сознания.
  • • Проблемы с интерпретацией данных и их применением.
  • • Сомнения в том, что новые технологии улучшат понимание сознания.

Искусственный интеллект и сознание

  • • Обсуждение искусственного интеллекта и его возможного появления в 2030 году.
  • • Сравнение с философским зомби и трудности в определении сознания у ИИ.
  • • Сомнения в том, что ИИ будет обладать сознанием, как у человека.

Зомби и сознание

  • • Обсуждение возможности узнать, является ли человек зомби или обладает сознанием.
  • • Вопрос о том, как взаимодействовать с сознанием, если оно не имеет ушей, глаз и личности.
  • • Обсуждение фильма "Прибытие" и его темы.

Интерес к буддистской философии

  • • Вопрос о причинах интереса науки к буддистской философии и практикам.
  • • Обсуждение встреч Далай-ламы с учеными и их бесед.
  • • Личный опыт автора в посещении таких встреч и его впечатления.

Вопросы к Далай-ламе

  • • Вопросы о Большом взрыве и реинкарнации.
  • • Обсуждение отсутствия начала и реинкарнации в буддистской философии.
  • • Вопросы о страданиях и природе морали в природе.

Посмертная медитация

  • • Изучение феномена посмертной медитации тугдан.
  • • Обсуждение исследований этого явления и его биохимических аспектов.
  • • Вопрос о том, как тело может оставаться нетленным при отсутствии активности.

Мозг и желания

  • • Обсуждение возможности мозга не желать ничего.
  • • Вопрос о том, может ли мозг достичь состояния, когда желания отсутствуют.
  • • Личный опыт автора в медитации и его размышления.

Фонема ом

  • • Обсуждение фонемы ом в буддистских текстах.
  • • Вопрос о том, как эта фонема влияет на состояние мозга.
  • • Размышления о психолингвистических исследованиях и измененных состояниях сознания.

Концерт Спивакова в Петербурге

  • • Спиваков выступил в зале Капелла с ансамблем, исполняя произведения Баха.
  • • Концерт был эмоциональным и глубоким, вызывая слезы у зрителей.
  • • После концерта мальчик вручил Спивакову букетик ландышей, выражая благодарность.

Влияние музыки на мозг

  • • Исследовательница музыки обсуждает, как звуковые волны вызывают эмоциональные переживания.
  • • Она объясняет, что занимается исследованиями в области музыкальной акустики и вокальной речи.
  • • Музыка оказывает значительное влияние на здоровье и восприятие мира.

Будущее науки и гении

  • • Исследовательница считает, что новые экспериментальные данные не решают всех проблем.
  • • Она упоминает, что научные конференции в Калифорнии теперь проходят в формате постеров.
  • • Необходим новый подход, который изменит парадигму научного мышления.

Познание мира и сознание

  • • Исследовательница обсуждает, возможно ли познать мир, как это делал Гераклит.
  • • Она считает, что человечество ограничено в своем понимании и восприятии.
  • • Она приводит примеры из истории, когда великие ученые делали открытия, не поддающиеся объяснению.

Влияние образования и тестов

  • • Исследовательница критикует систему образования, которая может пропустить настоящих гениев.
  • • Она приводит пример, что даже Пушкин и Моцарт не сдали бы ЕГЭ.
  • • Тесты могут быть несправедливыми и не всегда отражают истинный уровень таланта.
  • • Она подчеркивает искренность своих слов и важность продолжения научных исследований.

#мозг #сознание #исследования #татьяначерниговская #шизофрения

Продолжительность видео 1 час 52 мин.