Нерушимое в психике человека.
Татьяна Черниговская: почему мы никогда не узнаем правду о реальности?
краткий пересказ видео от 18 апреля 2024 г.
Обсуждение искусственного интеллекта и сознания.
Вопрос о том, есть ли сознание у животных.
Интервью с Татьяной Черниговской, ученым в области нейронауки и психолингвистики.
Профессиональная деятельность
- • Татьяна Черниговская как ученый и ее вклад в науку.
- • Обсуждение ее роли как человека и ученого.
Эволюция и цивилизация
- • Вопрос о том, что в психике человека нерушимо.
- • Сравнение человеческой цивилизации с тонкой пленкой.
- • Обсуждение эволюции и ее влияния на человеческую цивилизацию.
Вера, надежда, любовь
- • Вопрос о том, что удерживает человека от распада.
- • Вера, надежда и любовь как возможные ответы.
Наука и религия
- • Обсуждение науки и религии как методов познания.
- • Наука и религия как разные способы познания.
Симбиотика и язык
- • Роль языка в мышлении и познании.
- • Вопрос о возможности мышления без языка.
Миры, созданные мозгом
- • Мозг как создатель миров.
- • Вопрос о том, только ли люди создают миры или это свойственно и животным.
Гипотеза лингвистической относительности
- • Обсуждение гипотезы лингвистической относительности.
- • Влияние языка на восприятие мира.
Многообразие языков и символических систем
- • Человек использует различные языки: вербальный, музыкальный, математический, язык тела.
- • Эти языки конвенциональны и договорные, как, например, "микрофон" на разных языках.
- • Возможность общения с другими существами, отличными от людей, остается под вопросом.
Восприятие и кваля
- • Восприятие голубого неба может различаться у разных людей.
- • Кваля, или ощущение от первого лица, сложно поддается научному анализу.
- • Эксперименты показывают, что люди по-разному воспринимают цвета и звуки.
Мышление и язык
- • Мышление может быть невербализуемым, но язык помогает его выразить.
- • Эксперименты показывают, что люди могут описывать свои мыслительные процессы, используя язык.
- • Вопрос о врожденных концептах и их влиянии на восприятие цветов.
Врожденные концепты и язык
- • Некоторые концепты, такие как начало и конец, могут быть врожденными.
- • Дарвиновская точка зрения: люди отличаются от других живых существ по уровню развития коммуникационных систем.
- • Генетические механизмы позволяют детям овладевать любым языком.
Освоение языка
- • Дети овладевают языком самостоятельно, без явного обучения.
- • Мозг ребенка создает виртуальный учебник языка на основе потока речевой информации.
- • Ошибки в речи детей показывают сложность процесса овладения языком.
Монолингвизм и билингвизм
- • Мозг не знает, какой язык должен быть родным для ребенка.
- • Большинство людей говорят на нескольких языках, монолингвизм встречается редко.
- • Норма - это многоязычие, а не монолингвизм.
Пластичность мозга
- • Пластичность мозга позволяет менять связи в зависимости от опыта.
- • У маленьких детей пластичность высока, с возрастом она снижается.
- • Важно, чтобы языки усваивались естественным образом в раннем возрасте.
Генетическая предрасположенность
- • Мозговая картина представительства языка зависит от возраста и способа изучения.
- • Некоторые люди легко усваивают языки, другие - нет.
- • Нейролингвистика изучает, как мозг справляется с языками.
Количество языков
- • В мире существует около 6-7 тысяч языков.
- • Вопрос о происхождении языков остается открытым.
- • Малые языки исчезают из-за отсутствия интереса у следующих поколений.
Сохранение языков
- • Важно сохранять малые языки для сохранения культурного наследия.
- • Каждый язык - это уникальный мир, который исчезает навсегда.
- • Пример: язык, где люди мыслят категориями юг-север вместо лево-право.
Исследования малых народностей
- • Ученые исследуют физические и культурные аспекты малых народностей.
- • Физическая антропология изучает череп, руки и гортань, культурная антропология изучает обычаи и одежду.
- • Лингвисты изучают языки, расшифровывают и интерпретируют их.
Фольклорные экспедиции
- • Фольклорные экспедиции изучают сказки, духов и фольклор.
- • Пример: исследование коляды, которая не боится людей летом.
- • Язык отражает способ восприятия мира, как в татарском и финском языках.
Биосимбиотика
- • Растения могут общаться друг с другом через знаковую систему.
- • В Тарту есть кафедра биосимбиотики, возглавляемая учеником Лотмана.
- • Животные также используют знаки, например, собаки демонстрируют свою территорию.
Конференция по сознанию животных
- • В Дармсале прошла конференция по сознанию животных.
- • Специалисты обсуждали сознание осьминов, аквариумных рыбок и улиток.
- • Буддисты считают, что сознание есть у всех живых существ, включая растения.
Эксперименты с растениями
- • Растения могут реагировать на негативные воздействия, например, увядание при плохом обращении.
- • Пример из жизни: перемещение лимона на другое окно улучшило его состояние.
- • Люди с "зелеными пальцами" могут выращивать растения из косточек.
Обучение обезьян языку
- • Ученые научили обезьян разговаривать на языке глухонемых.
- • Обезьяна бонобо самостоятельно научилась разговаривать.
Изучение языка у обезьян
- • После обучения обезьян разговаривать, ученые поняли, что язык не является исключительно человеческим свойством.
- • Обезьяны могут понимать и использовать сложные синтаксические конструкции, такие как порядок слов в предложении.
- • Пример: обезьяна может взять конфету из холодильника, зная, что там есть и другие сладости.
Противоречивые выводы
- • Первый вывод: обезьяны умнее, чем мы думали.
- • Второй вывод: язык не обязательно специфически человеческий, и обезьяны могут овладеть им.
- • Пример: канарейка, использующая четыре ноты для создания текстов, демонстрирует способность к синтаксису.
Категорическое отрицание
- • Н. Хомский не верит в способность обезьян к языку, утверждая, что это лишь дрессура.
- • Обезьяны имитируют, а не понимают язык.
- • Пример: обезьяна, якобы сказавшая "он ушел туда, откуда не возвращаются" на человеческом языке.
Реальные случаи
- • Некоторые случаи, такие как использование жестов для описания смерти, вызывают сомнения в интерпретации.
- • Обезьяны, такие как Канза, живут долго и демонстрируют интеллектуальные способности, такие как игра на игровой приставке.
Шизофрения у животных
- • Шизофрения у животных возможна, но это не шизофрения в человеческом понимании.
- • Пример: домашние питомцы могут страдать неврозами, но не шизофренией.
Шизофрения как плата за язык
- • Шизофрения может быть платой за развитие языка у человека.
- • Пример: британский ученый Креу утверждает, что шизофрения является видовой болезнью, распространенной по всей планете.
- • Неандертальцы, не имевшие генов, связанных с шизофренией, вымерли.
Определение сознания
- • Обсуждение различных определений сознания, начиная от рефлексов до рефлексии и осознания.
- • Разногласия среди ученых по поводу того, что считать сознанием.
- • Примеры, такие как кома и вегетативные состояния, показывают сложность определения.
Различия в подходах
- • Обсуждение, как мозг порождает сознание и наоборот.
- • Разделение на материалистов и идеалистов в науке.
- • Трудности в измерении и понимании сознания.
Квантовая механика и сознание
- • Обсуждение квантовой механики и ее влияния на понимание сознания.
- • Трудности в объяснении явлений, которые нельзя измерить.
- • Признание, что наука сталкивается с вещами, которые невозможно потрогать или измерить.
Будущее технологий и сознания
- • Обсуждение необходимости новых технологий для изучения сознания.
- • Проблемы с интерпретацией данных и их применением.
- • Сомнения в том, что новые технологии улучшат понимание сознания.
Искусственный интеллект и сознание
- • Обсуждение искусственного интеллекта и его возможного появления в 2030 году.
- • Сравнение с философским зомби и трудности в определении сознания у ИИ.
- • Сомнения в том, что ИИ будет обладать сознанием, как у человека.
Зомби и сознание
- • Обсуждение возможности узнать, является ли человек зомби или обладает сознанием.
- • Вопрос о том, как взаимодействовать с сознанием, если оно не имеет ушей, глаз и личности.
- • Обсуждение фильма "Прибытие" и его темы.
Интерес к буддистской философии
- • Вопрос о причинах интереса науки к буддистской философии и практикам.
- • Обсуждение встреч Далай-ламы с учеными и их бесед.
- • Личный опыт автора в посещении таких встреч и его впечатления.
Вопросы к Далай-ламе
- • Вопросы о Большом взрыве и реинкарнации.
- • Обсуждение отсутствия начала и реинкарнации в буддистской философии.
- • Вопросы о страданиях и природе морали в природе.
Посмертная медитация
- • Изучение феномена посмертной медитации тугдан.
- • Обсуждение исследований этого явления и его биохимических аспектов.
- • Вопрос о том, как тело может оставаться нетленным при отсутствии активности.
Мозг и желания
- • Обсуждение возможности мозга не желать ничего.
- • Вопрос о том, может ли мозг достичь состояния, когда желания отсутствуют.
- • Личный опыт автора в медитации и его размышления.
Фонема ом
- • Обсуждение фонемы ом в буддистских текстах.
- • Вопрос о том, как эта фонема влияет на состояние мозга.
- • Размышления о психолингвистических исследованиях и измененных состояниях сознания.
Концерт Спивакова в Петербурге
- • Спиваков выступил в зале Капелла с ансамблем, исполняя произведения Баха.
- • Концерт был эмоциональным и глубоким, вызывая слезы у зрителей.
- • После концерта мальчик вручил Спивакову букетик ландышей, выражая благодарность.
Влияние музыки на мозг
- • Исследовательница музыки обсуждает, как звуковые волны вызывают эмоциональные переживания.
- • Она объясняет, что занимается исследованиями в области музыкальной акустики и вокальной речи.
- • Музыка оказывает значительное влияние на здоровье и восприятие мира.
Будущее науки и гении
- • Исследовательница считает, что новые экспериментальные данные не решают всех проблем.
- • Она упоминает, что научные конференции в Калифорнии теперь проходят в формате постеров.
- • Необходим новый подход, который изменит парадигму научного мышления.
Познание мира и сознание
- • Исследовательница обсуждает, возможно ли познать мир, как это делал Гераклит.
- • Она считает, что человечество ограничено в своем понимании и восприятии.
- • Она приводит примеры из истории, когда великие ученые делали открытия, не поддающиеся объяснению.
Влияние образования и тестов
- • Исследовательница критикует систему образования, которая может пропустить настоящих гениев.
- • Она приводит пример, что даже Пушкин и Моцарт не сдали бы ЕГЭ.
- • Тесты могут быть несправедливыми и не всегда отражают истинный уровень таланта.
- • Она подчеркивает искренность своих слов и важность продолжения научных исследований.
#мозг #сознание #исследования #татьяначерниговская #шизофрения
Продолжительность видео 1 час 52 мин.