Он хитро усмехнулся, глядя на собеседника. В лукавом взгляде мелькнула искорка – да, теперь он точно знал, каковы слабости этого человека. Люди так наивны. Они страстно мечтают заполучить нечто, и за это готовы отдать всё, даже душу...
Мефистофель не раз прибегал к искусным уловкам, но лишь немногим удавалось понять, какую цену придётся заплатить за исполнение заветного желания. Так кто же он – таинственный дух Мефистофель? Несёт ли он зло в мир или по-своему учит людей?
Знакомый персонаж
Мировая демонология знает немало существ, которые при встрече с человеком оказывались куда умнее, хитрее и коварнее его. Даже в литературе примеров таких можно найти немало. У Джона Мильтона, Байрона и нашего отечественного классика Михаила Лермонтова рассказывается о самых разных демонах.
Когда же речь заходит о Мефистофеле, мы неизменно вспоминаем «Фауста» Гёте. Однако знаменитый писатель вовсе не был «создателем» Мефистофеля – он просто использовал образ из народных преданий в своём произведении. Так когда же люди заговорили о таинственном демоне, способном забрать душу человека и взамен исполнить самое сокровенное желание?
Хитрец Мефистофель
Уже в эпоху Возрождения в странах Северной Европы начали слагать легенды о коварном духе, обладающем огромной силой. В 1587 году Мефистофель становится одним из героев немецкой народной книги «Повесть о докторе Фаусте». Однако само слово могло появиться гораздо раньше.
Как считают исследователи, имя демонического создания, так хорошо известного нам благодаря Гёте, происходит от двух еврейских слов, которые переводятся как «рассеивать» и «лгать».
Словом, Мефистофель – это тот, кто пускает пыль в глаза и способен на самый хитроумный обман. При этом в самом Мефистофеле имеются черты, которые ярко указывают на его «непростое» происхождение и принадлежность к «тёмному» миру.
Не исключено, что образ его сформировался ещё в древние времена (правда, мог носить другие имена). Не секрет, что у многих народов есть истории о хитрых «бесах», которые обводили людей вокруг пальца, оставляя ни с чем. Потом, уже в литературных творениях, Мефистофель обрёл конкретные характер и внешность. Но кем же он был – обыкновенным мошенником или одним из воплощений дьявола?
Облик Мефистофеля
Одна только внешность Мефистофеля говорит нам о том, насколько хитёр и опасен этот персонаж. Его лицо словно бы всё состоит из острых угловатых черт. Кроме того, у него острый взгляд, который будто бы пронизывает человека, оказавшегося перед Мефистофелем. Не менее интересной отличительной особенностью является бородка-эспаньолка, которая только подчёркивает угловатость лица.
Неудивительно, что в литературе даже прижилось выражение «мефистофельская внешность». Также исполнители образа Мефистофеля практически одинаково гримировались, закладывая основы столь яркого и сложного образа. Одно из описаний подобной внешности содержится в «Мальтийском соколе» Дэшила Хаммета:
«В лице Сэмюэла Спейда было что-то мефистофелевское: длинный костлявый заостренный подбородок, постоянно поднятые уголки губ, глубокий треугольный вырез ноздрей, брови вразлет над двумя складками, из которых торчал крючковатый нос…»
Просто демон или сам дьявол?
Но если внешность Мефистофеля практически не претерпела изменений, то его суть, можно сказать, прошла через целый ряд перевоплощений. Изначально Мефистофеля явно представляли как обыкновенного ловкого лжеца, мошенника, который с лёгкостью обманывал людей.
Постепенно этот обман приобрёл мистическое значение. Теперь, чтобы получить желаемое, обещанное Мефистофелем, человек должен был расстаться не с ценными вещами или деньгами, но с самым главным своим богатством – душой.
Именно поэтому уже в эпоху Возрождения Мефистофеля стали отождествлять с дьяволом. При этом в библии никаких упоминаний о нём нет. Очень точно относительно сути Мефистофеля выразился историк Мирча Элиаде в своей книге «Мефистофель и андрогин»:
«Мефистофель противопоставляет себя не самому Богу, а его главному творению – Жизни. Вместо движения, вместо Жизни он стремится навязать покой, неподвижность, смерть».
Несмотря на то, что Мефистофеля нередко сравнивают с дьяволом, он далеко не так всемогущ, как тёмный князь ада. Однако силой этого демона является соблазн. Перед своей жертвой он раскрывает прекрасные перспективы, даёт понять, как близко то, о чём так грезит человек (а Мефистофель прекрасно разбирается в человеческих слабостях), после чего предлагает отдать взамен за исполнение мечты бессмертную душу.
По сути, с «Мефистофелем» мы все не раз сталкиваемся в своей жизни. Этот тот самый случай, когда человек в жажде достигнуть цели не выбирает средств и готов абсолютно на всё. Но стоит ли того сама цель? Конечно, нет, ведь при любом раскладе нужно оставаться человеком.
А в нашем премиуме от Мусагет [мифы и легенды] вас ждут сверхъестественные истории. А может всё правда, что рассказывают?