Родился 21 мая 1921 года в Москве. Отец — русский, мать — гречанка. Великий физик-теоретик, академик АН СССР, общественный деятель, диссидент и правозащитник. Один из создателей первой советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.
После заявлений, осуждающих вторжение советских войск в Афганистан, был лишён всех советских наград и премий и в 1980 году выслан из Москвы, его жена Елена Боннэр добровольно выехала с ним. В конце 1986 года Горбачёв разрешил им вернуться из ссылки в Москву, что было расценено в мире как важная веха в деле прекращения борьбы с инакомыслием в СССР. В 1970 году Сахаров познакомился со своей будущей женой, Еленой (Лусик) Боннэр (армянкой по отцу). Сам Сахаров позже в своём дневнике писал: "Люся подсказывала мне (академику) многое, что я иначе не понял бы и не сделал. Она большой организатор, она мой мозговой центр". Андрей Сахаров пережил три голодовки из-за своей армянской жены: одну из-за её детей, две — из-за самой Елены Боннэр.
Умер 14 декабря 1989 года в Москве. В 1991 году одна из площадей Еревана была названа в честь Сахарова, а в 2001 году торжественно был открыт памятник академику, первый на территории бывшего СССР. Начиная с февраля 1988 года (резня в Сумгаите) вплоть до последних дней жизни Сахаров уделял проблеме Арцаха самое пристальное внимание. "Все народы имеют право решать свою судьбу свободным волеизъявлением". Именно с позиции Декларации прав человека он рассматривал проблему Арцаха. Отвергая репрессивные методы, он стремился к тому, чтобы на примере Арцаха восторжествовали принципы новой политики и только при таком развитии событий видел возможность сохранения радикально преобразованного СССР.
"Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич! Я решил обратиться к Вам по двум наиболее острым в настоящее время национальным вопросам: о возвращении крымских татар в Крым и о воссоединении Нагорного Карабаха и Армении. В каждом из этих случаев речь идет об исправлении несправедливости в отношении к одному из народов нашей страны. Автономная национальная область Нагорный Карабах была присоединена к Азербайджанской ССР в 1923 г. В настоящее время примерно 75 % населения составляют армяне, остальные - курды, русские, азербайджанцы. В 1923 году доля армян была еще выше - до 90 %. Исторически вся область Нагорный Карабах (Арцах) являлась частью Восточной Армении. Можно предполагать, что присоединение Нагорного Карабаха к Азербайджану было произведено по инициативе Сталина, в результате внутренних и внешнеполитических комбинаций того времени, вопреки воле населения Карабаха и вопреки предыдущим заявлениям Сталина и руководства Азербайджана, на протяжении последующих десятилетий оно явилось постоянным источником межнациональных трений. Вплоть до самого последнего времени имеют место многочисленные факты национальной дискриминации, диктата, ущемления армянской культуры. В обстановке перестройки у армянского населения Карабаха возникла надежда на конституционное решение вопроса. 20-го февраля на сессии областного Совета депутатов было принято решение о ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджана, СССР о передаче области в состав Армянской ССР. Ранее аналогичные решения были приняты на сессиях четырех из пяти районных советов депутатов. Решения районных и областных советов были поддержаны многотысячными мирными демонстрациями в области и в Армении. Несомненно, во всем проявились новые демократические возможности, связанные с перестройкой. Однако дальнейшее развитие событий не было благоприятным. Вместо нормального конституционного рассмотрения ходатайства органов Советской власти начались маневры и уговоры, обращенные преимущественно к армянам. Одновременно появились сообщения в прессе и по телевидению, в которых события излагались неполно и односторонне, а законные просьбы армянского населения объявлялись экстремистскими, и заранее как бы предопределялся негативный ответ.
К сожалению, приходится констатировать, что уже не в первый раз в обострившейся ситуации гласность оказывается подавленной как раз тогда, когда она особенно нужна. Все это не могло не вызвать соответсвующей реакции. В Ереване, в Нагорном Карабахе и в других местах произошли забастовки и новые демонстрации, которые носили законный и мирный характер. Но в Азербайджане в последние дни февраля произошли события совсем другого рода: трагические, кровавые, вольно или невольно напоминающие 1915 год. Я думаю, что события в Азербайджане, как и волнения 1986г. в Алма- Ате, спровоцированы и, может, организованы силами местной антиперестроечной мафии в ее арьергардной борьбе. Так или иначе, перестройке брошен вызов. Я надеюсь, что руководство страны, Политбюро, ЦК КПСС, Верховный Совет найдут способ - соответствующий ситуации: решительный, демократический, конституционный. Поднятые в этом письме проблемы стали пробным камнем для перестройки, ее способности преодолеть сопротивление и груз прошлого. Нельзя вновь на десятилетия откладывать справедливое решение этих вопросов и оставлять в стране постоянные зоны напряжения. С глубоким уважением. Академик Андрей Сахаров. 21 марта 1988 г."
В Армении помнят и любят величайшего гуманиста 20 века, человека, который первым встал на защиту интересов армян Арцаха с самого начала карабахского движения. По словам Анатолия Дрюкова, в Армении роль Сахарова осознали раньше всех. Елена Боннэр и Андрей Сахаров посетили Армению и Арцах в конце 1988 года, сразу после Спитакского землетрясения. Сахаров призывал советское правительство вернуть Арцах армянам и отдал много сил для освещения арцахской проблемы на весь мир. Стоит также вспомнить трагедию 1977 года с серией терактов в Москве, которые якобы совершили армяне. И тогда Андрей Сахаров был единственным, кто встал на защиту армянского народа. И не потому что так любил армян или потому что был женат на армянке. Всё проще — Андрей Сахаров всегда был на стороне правды. И даже когда он был на ней один, да не просто один, но и всеми осуждаем за свою позицию. Правда для него была дороже личного комфорта и общественного мнения. Так было и в тот раз. На следующий день после трагедии Сахаров выразил сомнение в том, что взрывы были организованы КГБ и использованы против участников армянского диссидентского движения. 30 ноября, ещё не зная о казни лидеров Национальной объединённой партии Армении, Сахаров в письме Брежневу потребовал отменить приговор до нового суда, но был подвергнут резкой критике со стороны народа.