Свою вину в том, что не выполнили поручение президента, признало министерство промышленности и торговли. На ВЭФ Путин потребовал объяснений, почему до сих пор не реализован проект массового производства самолетов "Байкал". Они очень нужны малой авиации, особенно Дальнему Востоку.
Ответ держал замминистра Минпромторга Олег Бочаров, который признал, что с данным типом летательных аппаратов возникли некоторые сложности. И прежде всего, они касаются конечной стоимости самолета, увеличение от начальной цены в 120 млн рублей составило почти 4-х кратное значение. И с этим не согласились те, кому было поручено заниматься производством бортов.
Руководство завода в Улан-Удэ заявило, что им дешевле будет делать вертолеты. В итоге пришлось обратиться к малым предприятиям, но из-за того, что они не в состоянии производить большие объемы, себестоимость самолета еще немного подросла. Как говорится, малая авиация стала чуть ли не золотой. Однако президент поставил цель - сделать такой самолет, чтобы цена за перелет на нем была доступной широкому кругу людей.
Ни одно из этих требований и условий выполнено не было, чиновники жестко провинились перед Путиным, но при этом снова попросили денег и предложили акцентировать внимание на массовом производстве Ил-114. В отличие от "Байкала, который берет на борт всего 9 человек, он способен перевозить до 60 пассажиров в зависимости от обустройства салона.
Но для него нужна качественная ВПП, что не так-то просто выполнить в тех районах, где есть проблемы с инфраструктурой. В качестве альтернативы озвучили идею перевозить людей малыми группами к месту посадки Ил-114, чтобы уже на нем они могли продолжить перелет.
Идея вроде неплохая и разработчики обещали проработать стратегию ее реализации. В то же время они предложили за счет вертолетов временно нивелировать проблемы малой авиации. В этом направлении было гарантировано производство 236 единиц до 2030 года. Плюс к этому самолет Ил-114 и уже более-менее ситуация стабилизируется.
Однако на встрече ВЭФ вспомнили и про Ан-2, который в перспективе точно также мог бы стать подспорьем для малой гражданской авиации. Но чиновники и тут заявили о проблемах. Как оказалось, в свое время Советский Союз распределил производство этого самолета по социалистическим странам.
Иными словами, все узловые элементы для него собирались на разных заводах, причем, далеко друг от друга. Олег Бочаров напомнил о том, что это была стратегия развития так называемого СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). Таким вот способом СССР поддерживал соцстраны, давая им возможность развивать собственную промышленность.
И теперь, чтобы снова возродить массовое производство Ан-2, придется решить ряд проблем с комплектующими. Например, тот же газотурбинный двигатель, который подошел бы и "Байкалу", по программе СЭВ в свое время был отдан Чехословакии, а поршневые и реактивные двигатели распределили в Югославию.
Сертификацию и вовсе поручили Польше, но как говорят чиновники, с этим проблем не будет. Нас не волнуют те запреты, которые может выдвинуть ЕС, самое главное, это наладить производство за счет отечественных комплектующих, тем более что эти самолеты будут летать на внутренних авиалиниях.
По "Байкалам" ставили задачу 134 борта до 2030 года, но, по всей видимости, этим планам пока не суждено сбыться. Во всяком случае, если не решат все проблемы с производством, сертификацией и подготовкой ВПП. Ведь мы же знаем, что с ним далеко не все идеально. И на это может потребоваться дополнительное финансирование.
Неожиданно озвучили и такую идею: покупать готовый самолет Ан-2, например, у тех же китайцев, которые когда-то делали его по лицензии от СССР с 1956 года по 1970. Затем они провели углубленную модернизацию и поставили на поток производство усовершенствованного типа летательного аппарата.
Но дело в том, что каких-то 5 лет назад такой самолет стоил гораздо дешевле, нежели сейчас, тем более что к КНР выстроилась очередь из желающих приобрести удобный и функциональный во всех отношениях самолет. Так что по приемлемой стоимости его уже не купишь. К тому же, как пояснил Бочаров нужно усиленными темпами развивать собственную авиапромышленность.
Вот только непонятно, каким образом чиновники будут это делать, если они уже профукали поручение президента. По сути, не выполнили его наказ, придумав 100500 причин, почему это произошло. В этой ситуации надо не только исправлять допущенные ошибки и просчеты, но и наказывать виновных.
В противном случае, ответственные лица и дальше будут заниматься очковтирательством. И наша страна еще долго будет ждать, когда же наконец чиновники возьмутся за дело и выполнят поставленные перед ними цели и задачи. Необходимо жестко с них спрашивать и принимать соответствующие меры, чтобы не расслаблялись.