Крылатый лев, украшающий колонну на площади святого Марка в Венеции был сделан в Китае. Нет, речь не о подделке и не о том, о чем можно подумать – лев действительно древний, шедевральный, только отлили его не в Анатолии в IV веке до н.э., как считалось, а в Поднебесной и несколько позже. Во всяком случае, оттуда родом бОльшая часть скульптуры.
Ученые решили исследовать изотопы свинца в сплаве, и результаты показали, что добыли металл в шахтах в юго-восточном Китае, в низовьях реки Янцзы. После этого открытия ко льву снова внимательно присмотрелись искусствоведы и пришли к выводу, что он имеет сходства со скульптурами династии Тан (618-907 гг. н. э.), которые выполняли функции стражей гробниц. Голова, грива и грудь если не один в один, то очень похожи. При этом там, то есть в Китае эпохи Тан, это были не львы, а некто чжэнмушоу – чудовища свирепого вида, которые должны были отпугивать от могил злых духов. Их обычно ставили парами: один выглядел более злобно - имел львиную морду, второй был с человеческим лицом.
Вероятно, скульптура попала в Италию из Китая по Великому Шелковому пути, проделав долгий путь через Индию, Афганистан, Переднюю Азию, Византию. Но когда именно, неизвестно. Во всяком случае при жизни Марко Поло (XIII век) ев уже венчал колонну на площади.
Везли трехтонную конструкцию, скорее всего, по частям. А по прибытию в Венецию переделали. В частности, царю зверей отрезали рога, которые, по всей видимости, были у оригинального чжэнмушоу, закруглили уши и еще кое-что по мелочам - чтобы скульптура соответствовала стандартной иконографии крылатого льва, символа святого Марка и самой Венеции.