Знаете ли вы, что до 1917 года эти слова звучали в Офицерском собрании каждого полка, а сама композиция, посвящённая победе русских войск над турками, считалась неофициальным гимном России?
В Военной исторической библиотеке Генерального штаба ВС РФ (ВИБ ГШ ВС РФ) в рамках МВТФ «Армия-2024» прошёл круглый стол «Военная музыка в истории Отечества».
«Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил». С этих слов А.В. Суворова руководитель ВИБ, заслуженный работник культуры России Александр Букреев начал своё приветствие участникам мероприятия.
В круглом столе приняли участие представители архивов, музеев, библиотек, научных учреждений из двух столиц. Символично, что в эти же дни в Москве проходил фестиваль «Спасская башня», где своё мастерство демонстрировали военные музыканты из разных стран. Александр Букреев коротко напомнил гостям об истории Военно-оркестровой службы.
Истоки зарождения Военно-оркестровой службы в России относятся к рубежу X–XI веков, когда в княжеских дружинах стали применяться музыкальные инструменты для подачи команд и сигналов. Одно из наиболее ранних упоминаний о подобном использовании труб содержится в «Повести временных лет» при описании событий, связанных с осадой Киева печенегами в 968 году.
О применении духовых и ударных музыкальных инструментов в ратном деле свидетельствуют древнерусские литературные источники XII–XV веков. В середине XVI века в правление царя Ивана IV были сделаны первые шаги в организации военной музыки на государственном уровне, а сигнальная и дозорная службы стали неотъемлемыми обязанностями военных музыкантов. Первый рейтарский полк, в штатном расписании которого числилось 4 полковых и 11 ротных трубачей, был сформирован указом царя Михаила Федоровича в 1632 г.
При императоре Петре I появился указ, которым объявлялись «Штаты кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям». В пехотном полку предусматривались оркестры и барабанщики. Ими руководили преимущественно музыканты-иностранцы. В первой половине XVIII века в оркестрах появилась должность капельмейстера. В переводе с немецкого – руководителя хоровой капеллы, который отвечал за все аспекты деятельности оркестра.
О том, как шла подготовка капельмейстеров в первой половине ХIХ, сделал обстоятельное сообщение артист Центрального военного оркестра Минобороны России Михаил Черток. Знаток русской музыки, Михаил Давидович рассказал, как именно происходил процесс обучения музыкантов в погонах: знания передавались от отца к сыну, от полковых дядек-музыкантов, доживавших свой век при воинских частях, к молодым оркестрантам. Муштра, долгие тренировки и другие тяготы военной службы в полной мере касались полковых трубачей и барабанщиков. Они следовали вместе с матушкой-пехотой по всем баталиям и сражениям, поднимали боевой дух и гибли вместе с ней под огнём артиллерии.
Под аплодисменты гостей Михаил Черток передал в дар библиотеке 5 своих книг. Среди них такие любопытные сборники, как «Музыкальные памятники генералиссимусу Суворову», «Военная музыка России накануне Первой мировой войны» и другие научные произведения.
О роли музыки в разные периоды развития Русской армии рассказали сотрудник академии ФСО РФ доктор исторических наук Алексей Гребенкин, заведующий филиалом Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Ольга Алексеева, старший научный сотрудник этого же музея Ольга Ходякова и другие эксперты. Флотской теме было посвящено выступление научного сотрудника ЦВММ им. императора Петра Великого Никиты Венкова и экскурсовода Историко-литературного музея г. Пушкина Ивана Яковлева. Модератором круглого стола выступил доктор исторических наук Андрей Михайлов. Он посвятил свой доклад капельмейстерам Российской гвардии.
Интересные сообщения по истории военной музыки сделали представители издательского центра «Русская лира» Дмитрий Скачков и Наталья Кривцова. Директор и главный редактор издательства «Арт Деко» Наталья Феофанова передала в дар ВИБ ГШ ВС РФ коллекцию фотографий, негативов и позитивов по военной музыке.
Наш город был долгое время музыкальной столицей России. В нём творили известные военные музыканты. Такой прославленный коллектив, как Симфонический оркестр Санкт Петербургской академической филармонии ведёт свою историю от Придворного оркестра. В его состав входили лучшие полковые музыканты, владеющие как минимум двумя инструментами.
Заведующий музыкальной библиотекой Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича Павел Дмитриев рассказал об одном из эпизодов истории Придворного оркестра. Он относится к празднованию его 25-летия в 1907 году.
Заочное участие в круглом столе приняли военный дирижёр Военной академии радиационной, химической и биологической защиты Эдуард Клейн, заведующий публичной научно-исторической библиотекой на «Прохоровском поле» Марина Будакова. Их выступления касались как дня сегодняшнего, так и истории военной музыки в жизни своих регионов: Костромской и Белгородской областей.
Сегодня военная музыка в России занимает особое место. Наши музыканты в погонах поддерживают своим искусством участников СВО. Они регулярно выступают перед подразделениями в районе боевых действий, поднимают боевой дух бойцов и создают настрой на победу. Феномен русской военной музыки, как справедливо отметил в завершение круглого стола Александр Букреев, в том, что она не просто завоевала всемирную известность, но и стала ярким образцом патриотического искусства. Все мы по-прежнему ждём «гром победы» и желаем российским войскам успеха в борьбе с изворотливым врагом.
На выставке книг гостям были представлены сборники музыкальных произведений, нот, солдатских и матросских песен, уставов из фондов ВИБ ГШ ВС РФ. Например, «Сборник нот к пехотным боям, маршам и сигналам: согласно «Устава строевой и пехотной службы»1900 года издания, другие редкие книги по теме. Участники круглого стола также осмотрели исторические интерьеры помещения библиотеки Генерального и Главного штаба.
Сергей МАРТЫНКЕВИЧ
Фото ВИБ ГШ РФ