Найти в Дзене
Гаражный Гуру

Брошенный немецкий автозавод в Калуге ожил: какие автомобили теперь выпускают на нем и можно ли их купить

В самом сердце России, в Калужской области, стоит завод. Не просто завод — а настоящий символ эпохи. Эпохи перемен, надежд и... разочарований? Как знать. Ведь история этого предприятия — словно зеркало, отражающее все перипетии российской экономики последних десятилетий. Знаете ли вы, что еще совсем недавно здесь гремело имя "Фольксваген"? Да-да, тот самый немецкий гигант, чьи автомобили колесили по дорогам всего мира. А теперь? Теперь здесь звучит новое имя — AGR Automotive Group. Но обо всем по порядку. От "Фольксвагена" к AGR: хроника трансформации 2007 год. Страна на подъеме, народ начал жить получше. Volkswagen Group, один из тяжеловесов мирового автопрома, смекнул: пора осваивать российские просторы. И не просто осваивать, а строить здесь завод по полной программе. Выбор пал на Калужскую область — регион с богатыми промышленными традициями и удобным расположением. Строительство завода началось с размахом. Немцы не скупились: современное оборудование, передовые технологии, обучени

В самом сердце России, в Калужской области, стоит завод. Не просто завод — а настоящий символ эпохи. Эпохи перемен, надежд и... разочарований? Как знать. Ведь история этого предприятия — словно зеркало, отражающее все перипетии российской экономики последних десятилетий.

Знаете ли вы, что еще совсем недавно здесь гремело имя "Фольксваген"? Да-да, тот самый немецкий гигант, чьи автомобили колесили по дорогам всего мира. А теперь? Теперь здесь звучит новое имя — AGR Automotive Group. Но обо всем по порядку.

От "Фольксвагена" к AGR: хроника трансформации

2007 год. Страна на подъеме, народ начал жить получше. Volkswagen Group, один из тяжеловесов мирового автопрома, смекнул: пора осваивать российские просторы. И не просто осваивать, а строить здесь завод по полной программе.

Выбор пал на Калужскую область — регион с богатыми промышленными традициями и удобным расположением. Строительство завода началось с размахом. Немцы не скупились: современное оборудование, передовые технологии, обучение персонала по высшим стандартам концерна.

2008 год. Мировой финансовый кризис? Не слышали. Завод торжественно открывается. На конвейер встают популярные модели: Volkswagen Tiguan, Polo, Skoda Rapid. Российские автолюбители в восторге: теперь немецкое качество стало доступнее.

-2

Годы идут. Завод работает как часы. Производство расширяется. К сборке автомобилей добавляется производство двигателей. Казалось, ничто не предвещает беды...

2022 год. Мир меняется. Геополитические tensions нарастают. И вот — гром среди ясного неба: Volkswagen Group объявляет о прекращении деятельности в России. Завод останавливается и его просто бросают. Тысячи рабочих в растерянности. Что дальше?

-3

Но история на этом не заканчивается. О нет! Она только начинается.

2023 год. На сцену выходит новый игрок — AGR Automotive Group. Кто они? Откуда? И главное — зачем им простаивающий автозавод?

Наследие "Фольксвагена": что осталось?

Прежде чем говорить о будущем, давайте оценим наследство, оставленное немецким концерном. А оно, надо сказать, впечатляет!

  1. Оборудование мирового класса Производственные линии, роботизированные комплексы, системы контроля качества — все это осталось на месте. И это не просто "железки". Это — воплощение инженерной мысли, результат многолетних исследований и разработок.
  2. Опыт и знания За годы работы завода сформировался уникальный коллектив. Инженеры, техники, рабочие — все они прошли обучение по стандартам Volkswagen. Этот human capital — настоящее сокровище.
  3. Система управления производством Что ни говори, а немцы – народ дотошный и рациональный. Их система управления – это как хорошо смазанный механизм швейцарских часов, где каждая шестеренка на своем месте.
  4. Инфраструктура Логистические цепочки, склады, система поставок — все это тоже часть наследия VW. И это не менее важно, чем сами производственные мощности.
  5. Репутация Годы работы под брендом Volkswagen создали заводу репутацию производителя качественных автомобилей. А репутация, как известно, дорогого стоит.
-4

Но главное — это потенциал. Потенциал, который теперь предстоит реализовать новым владельцам.

AGR Automotive Group: кто вы, господа?

Итак, AGR Automotive Group. Название, которое еще вчера никому ничего не говорило, а сегодня — на первых полосах автомобильных изданий. Кто же стоит за этими тремя буквами?

ООО "АГР" — так официально называется компания, выкупившая завод у Volkswagen. Но это лишь верхушка айсберга. За российским юридическим лицом стоят серьезные игроки автомобильного рынка.

Главный партнер — китайский автогигант Chery Motors. Да-да, тот самый Chery, чьи автомобили в последние годы стремительно набирают популярность в России. Совпадение? Вряд ли.

Сделка века? Или...

125 миллионов евро. Именно столько, по официальным данным, заплатили новые владельцы за завод в Калуге. Много это или мало?

-5

С одной стороны, сумма кажется внушительной. Но с другой... Давайте посчитаем:

  • Завод может клепать больше 200 тысяч тачек в год. Это вам не шутки!
  • Моторов тоже не мало – до 150 тысяч ежегодно.
  • Оборудование – закачаешься, последнее слово техники.
  • Обученный персонал.

И все это за 125 миллионов евро? Похоже на сделку века, не правда ли?

Но есть еще один нюанс, который делает эту сделку поистине уникальной. Volkswagen дал согласие на использование VIN-кодов, начинающихся с символов XW8. Что это значит?

VIN-код — это паспорт автомобиля. Первые символы указывают на страну-производителя и бренд. XW8 — это код, который использовался для автомобилей Volkswagen российской сборки. И теперь этот код смогут использовать новые владельцы завода.

-6

Зачем это нужно? О, это очень важно! Автомобили с таким VIN-кодом не будут считаться "китайскими". Они будут восприниматься как продолжение линейки Volkswagen. А это открывает огромные возможности для экспорта.

Первые ласточки: Chery Tiggo 8 Pro Max

Итак, завод запущен. Конвейер движется. И что же сходит с этого конвейера? Встречайте — Chery Tiggo 8 Pro Max!

Выбор модели не случаен. Tiggo 8 Pro Max — это флагманский кроссовер Chery. Большой, комфортабельный, напичканный электроникой. Именно такие автомобили сейчас в тренде на российском рынке.

Но постойте... Chery ведь китайский бренд. Зачем им собирать машины в России, если можно просто импортировать готовые автомобили из Китая?

-7

Все дело в экономике. Да, сейчас себестоимость сборки в Калуге выше, чем в Китае. Но это временно. С ростом объемов производства и локализацией комплектующих ситуация изменится. А пока... Пока Chery готов работать даже в убыток, чтобы закрепиться на российском рынке.

И знаете что? Эта стратегия работает! Первые Tiggo 8 Pro Max калужской сборки уже появились в московских автосалонах. И их цены... ниже, чем у аналогичных моделей китайской сборки!

Планы на будущее: амбиции или реальность?

Но Chery не собирается останавливаться на одной модели. В планах — запуск производства Tiggo 7 Pro Max и Tiggo 4 Pro. А там, глядишь, дойдет очередь и до Omoda C5.

Амбициозно? Безусловно. Реалистично? Давайте посмотрим на цифры:

  • В 2022 году было продано 19,2 тысячи Tiggo 7 Pro Max.
  • В 2023 году — уже 53,8 тысячи.
  • Прогноз на 2024 год — более 120 тысяч!

Рост впечатляющий. Но вот вопрос: хватит ли этого, чтобы завод работал на полную катушку?

Давайте-ка вспомним: завод рассчитан на выпуск более 200 тысяч машин в год. Чтобы добиться таких цифр, Chery придется попотеть: и модельный ряд расширять, и рынок завоевывать.

Конкуренция не дремлет

А тем временем на российский рынок активно выходят и другие китайские бренды. Great Wall уже выкупил завод Haval под Тулой. Geely присматривается к другим площадкам.

Гонка началась. И в этой гонке победит тот, кто сможет предложить российскому потребителю лучшее соотношение цены и качества.

У Chery есть преимущество — современный завод с отлаженными процессами. Но хватит ли этого для победы?

Экономика производства: сложный пазл

Теперь давайте поговорим о самом сложном — об экономике производства. Как сделать завод прибыльным?

Первое и главное условие — полная загрузка мощностей. 200 тысяч автомобилей в год — вот та цифра, к которой нужно стремиться. Только при таких объемах можно добиться оптимальной себестоимости.

Второе — локализация производства комплектующих. Сейчас большая часть деталей поставляется из Китая. Это дорого и долго. Необходимо наладить производство основных компонентов здесь, в России. Задача не из легких, но выполнимая.

Третье — персонал. Сейчас на заводе трудится всего полтысячи человек. Это капля в море, если подумать о том, сколько нужно для полноценной работы. Мало людей набрать, их еще научить надо, да так, чтобы влились в коллектив.

И наконец, четвертое — время. По оценкам экспертов, чтобы выйти на полную прибыльность, заводу потребуется не менее трех лет. Готовы ли китайские партнеры так долго ждать и инвестировать?

Технологии и инновации: что нового?

Переход от немецких технологий к китайским — это не просто смена вывески. Это серьезный технологический вызов. Давайте разберемся, что изменилось на заводе с приходом новых владельцев.

  1. Системы управления качеством. Система у китайцев своя, не хуже немецкой, но по-своему особенная. Особо пристально следят за тем, чтобы готовые машины были как конфетка.
  2. Роботы на производстве. Китайцы не с пустыми руками пришли – притащили с собой новых железных помощников. Теперь на заводе еще больше умных машин, которые делают работу за людей.
  3. Цифровые технологии. Внедряют какую-то навороченную систему управления, с компьютерами и всякими умными штуками. Говорят, она поможет все наладить: и доставку деталей, и работу без простоев, и даже сэкономить на электричестве.
  4. Забота об экологии. Хоть у нас и не так строго с экологией, как в Европе, китайцы все равно стараются. Ставят новые фильтры, чтобы воздух чище был, и мусор перерабатывают по-умному.
  5. Учеба для рабочих. Затеяли большую программу переобучения. Отправляют наших инженеров и техников в Китай, на заводы Chery, чтобы новым премудростям научились.

Все это влетает в копеечку, конечно. Но куда деваться? Без этого сейчас никак, если хочешь, чтобы твои машины покупали.

Модельный ряд: что нас ждет?

Мы уже знаем, что первой моделью, сошедшей с конвейера обновленного завода, стал Chery Tiggo 8 Pro Max. Но что дальше? Какие еще автомобили мы сможем увидеть с шильдиком "Сделано в Калуге"?

  1. Chery Tiggo 7 Pro Max Компактный кроссовер, который уже завоевал популярность на российском рынке. Локальная сборка должна сделать его еще доступнее.
  2. Chery Tiggo 4 Pro Бюджетный кроссовер, ориентированный на массовый сегмент. Потенциальный бестселлер, способный составить конкуренцию корейским и европейским моделям.
  3. Omoda C5 Стильный городской кроссовер с акцентом на молодежную аудиторию. Новый бренд Chery, который может стать настоящим хитом.
А что будет дальше, мы увидим уже в нынешнем году.

А если не хотите пропустить все самые свежие новости про наш автомобильный рынок, то подписывайтесь на мой канал. Каждый день тут будут выходить интересные статьи про автомобили.