14 сентября 2024 г.
Вчерашний день прошёл и -"О,ура"! Многие верящие в приметы люди лишний раз вчера не выходили на улицу, или не садились за руль своего авто. А то как же - ведь вчера была ПЯТНИЦА и 13-е ЧИСЛО!
В связи с этим , вспомнился очередной познавательный исторический факт о самой большой парусной "посудине" в мире, которая по неимоверному стечению обстоятельств пошла на морское дно именно в такое сочетание дня недели и числа.
На заре прошлого века пошла мода на строительство больших и громоздких кораблей. Один из американских судовладельцев по имени Джон Кроули стал одержим идеей как-то выделиться из толпы таких же "мореплавателей". Ему пришла в голову навязчивая идея построить самый большой парусный корабль в мире.
И вот в 1902 -м году на верфи в городке Квинси, на воду была спущена готовая шхуна, которую назвали "Tomas W. Lawson" ("Томас Вильям Лоусон").
Название своё шхуна получила в честь наилучшего яхтсмена тех времен Томаса Луосона . По всей видимости хозяин семимачтовой шхуны хотел этим подчеркнуть быстроходность своего детища. (Да, и конечно, реклама это была чистой воды!)
Гигантизм такого парусного судна просто поражал на тот момент воображение. ( Следует напомнить, что всё это происходило ещё за десять лет до постройки знаменитого "Титаника")
Это было судно - самый большой "винджаммер" на морской глади ,"собиратель ветра". и должен был служить своему хозяину верой и правдой долгие годы!
Но на тот момент парусники уже начали проигрывать битву за морские просторы набиравшим обороты пароходам.
Шхуна из семи мачт поставила мировой рекорд по величине парусных судов, не побитый до сих пор. Длина судна была равна 145 метрам и его водоизмещение в полной загрузке равнялось 13 850 тоннам. (для сравнения построенный на тот момент современный крейсер "Аврора" имел длину всего лишь в 127 метров и водоизмещение в 6700 тонн).
Так что это была настоящая "махина " парусной современности не имевшая вспомогательного двигателя. управлять судном было трудно. Для того чтобы поменять курс, кораблю, по словам его капитана требовалось от десяти минут времени и до бесконечности.
Изначально хозяин судна планировал задействовать его в парусных трансатлантических регатах и регатах поменьше. Но в дело вмешались экономические соображения.
Бурное развитие промышленности в США подтолкнуло Дж.Кроули к тому, что бы огромное судно было функциональным и окупало себя. Так шхуна была переделана под грузовой корабль, возивший уголь через Атлантику из штат в штат в США.
Массивный металлический корпус позволял шхуне делать это вполне спокойно. Корпус был с двойным дном и междонное пространство имело расстояние в 1.25 метра. В это пространство, при необходимости, заполнялся водный балласт для остойчивости корабля.
Мачты корабля были стальными высотой в 35 м, и диаметром в 95 см. проложением матч являлись 17 метровые деревянные стеньги. Весила одна мачта 20 тонн.
... Работу моряков облегчали различные механические приспособления того времени. Экипаж судна был небольшим - всего 18 человек. не имевшая двигателя шхуна тем не менее имела паровую машину для управления тяжелым рулем и несколькими лебедками, и для выработки электричества. Внутри корабля была даже своя телефонная сеть.
Вскоре у владельца судна назрели другие денежные планы и шхуну переделали в танкер. Теперь парусник должен был возить нефть через северную Атлантику, курсируя от берегов США до берегов Англии.
Свежие ветры северной Атлантики окупали такие перевозки с лихвой! проблемы возникали только с маневренностью судна в проливе Ла-Манш. А так, всё было полном порядке.
Все неприятности случилось в ноябре 1907- го года, когда шхуна вышла в Атлантический океан с грузом парафинового масла до Англии.
Уже на подходе к "Туманному Альбиону" судно попало в свой первый по- настоящему жесточайший осенний шторм. По итогу, на корабле пломало все мачты. Кое-как судно дуалось дотащить до пролива ла-Манш. И тут капитан сделал непростительную ошибку находясь под стрессом. Он неправильно определил маяки у островов архипелага Силли.
13 декабря судно встало на ночную якорную стоянку вблизи каменистых островов. Уже ближе к утру якорные цепи не выдержали морского сильного волнения и лопнули. Судно потащило на камни и разбило там.
При ударе о подводную скалу корпус судна разломился надвое и корабль быстро стал тонуть. Спастись удалось 2-ум морякам из 18-ти человек. Разлившийся большой груз парафина не давал морякам в спасжилетах держаться на поверхности и их поглотило масло, толстой пленкой возвышавшееся над водой! Двое сумели вовремя вернуться на останки корабля и только когда подошел спасательный катер с островного маяка, они прыгнули в воду и были подобраны экипажем катера.
Так закончил свой путь парусный "Титаник"! Это случилось в ПЯТНИЦУ , 13-го ЧИСЛА!
Останки "Томаса Лоусона" по сей день лежат на глубине в 16 метров вблизи островов архипелага Салли.
* * *