Десять лет назад Лукас ди Грасси выиграл первый в истории E-Prix для команды «ABT» в Пекине: с тех пор Формула E становится все сильнее и сильнее.
В особенный день, отмечающий 10-ю годовщину первого E-Prix, была честь поговорить с чемпионом третьего сезона ди Грасси — гонщиком, который видел все: от первого выезда прототипа до верхней ступени пьедестала в первой гонке и GEN3 Evo в цветах «ABT Lola» перед 11-й кампанией в высшем эшелоне электромотоспорта.
Мы оглядываемся назад на ранние истоки и заглядываем вперед в новую эру «ABT» с «Lola» и «Yamaha» с бразильским чемпионом Формулы E.
Какое ваше самое первое воспоминание о Формуле E?
«Я помню это очень хорошо, это было начало июля 2012 года. Я сидел в отеле в Лондоне, и мне позвонил Алехандро Агаг. Вместе мы участвовали во многих проектах в области автоспорта и всегда думали о новых идеях, особенно о вещах, которые могли бы быть совершенно другими и революционными в автоспорте. Он сказал мне, что хочет поговорить со мной о новом проекте, над которым он работает, о серии гонок на электрических машинах. Без каких-либо подробностей, типа машин и т. д., моей первой реакцией было то, что это может сработать. Несколько дней спустя мы встретились в Лондоне, чтобы обсудить, что нам нужно сделать, что, вкратце, включало в себя создание всего с нуля».
Каковы были ваши ожидания перед гонкой E-Prix в Пекине в 2014 году?
«Я на самом деле очень нервничал. Мы показали очень высокий темп во время предсезонных тестов. Я хотел превратить это выступление в сильный результат, но нам было неизвестно все: трасса, формат гонки, как все пройдет. Я сосредоточился на том, чтобы быть последовательным, чтобы получить хороший результат, который мы могли бы развить в дальнейшем. Я ехал только на 95 процентах, чтобы убедиться, что машина выдержит первую гонку».
Расскажите нам о первом E-Prix и неожиданной победе…
«После смехотворно медленного прогревочного круга я начал E-Prix с первого ряда, идя вторым после Николя Простом. Во время смены машины я уступил одно место Нику Хайдфельду. После этого я удерживал третье место, имея в виду двух лидеров. Тогда мы вручную управляли энергией в машине, и я понятия не имел, нахожусь ли я в правильном месте с точки зрения оставшейся энергии. Я пытался рассчитать имеющуюся энергию в зависимости от количества оставшихся кругов. А затем произошло столкновение на последнем круге, когда Хайдфельд и Прост вступили в контакт, что позволило мне проскочить и выиграть гонку. Это был не тот способ, которым я хотел бы победить, но мы были вне себя от радости. Иногда нужно ловить моменты удачи. Было очень здорово стать первым в истории победителем E-Prix».
В 2014 году, когда вы думали о том, какой станет Формула E через 10 лет: какие ожидания оправдались, а какие нет?
«Формула E значительно продвинулась вперед. Технически машины стали быстрее и лучше. Места проведения и качество гонок, гонщиков и команд продолжали улучшаться на протяжении многих лет. Чемпионат очень профессиональный и хорошо организованный. Гонки очень конкурентные. С экономической точки зрения чемпионат оправдал ожидания партнеров и спонсоров. Общая известность Формулы E также улучшилась. Вначале нам приходилось объяснять, в чем суть чемпионата, теперь все знают, что существует ФE. Но есть одна вещь, которая не оправдала моих ожиданий, — это общее восприятие чемпионата. Существует огромное сообщество, которое выступает против гонок на электротяге и выступает за традиционный автоспорт с двигателями внутреннего сгорания. Для меня автоспорт не должен быть односторонним, это вид спорта, в котором можно использовать множество различных типов технологий».
Вы добились большого успеха в Формуле E: сравнялись по количеству побед и лидируете по подиумам. Что вам нужно, чтобы чувствовать себя комфортно и успешно на трассе?
«Нужен полный пакет: команда, пилот и машина. И стоит отметить, что большинство моих результатов было с командой «ABT». Для меня было очень важно иметь эту команду на своей стороне с первого дня. Мы вместе разрабатывали автомобиль и команду. Это был хороший рецепт успеха. Кроме того, я очень серьезно относился к Формуле E и хотел добиться успеха. Я хотел победить и стать чемпионом. Я также приложил огромные усилия, как на трассе, так и за ее пределами. Когда я чего-то хочу, я отдам все. А Формула E — это 10 лет упорной работы, бессонных ночей и давления. Короче говоря, успех нашей команды стал результатом усилий, дисциплины и воли, чтобы заставить ее работать».
Какие выходные в Формуле E были для вас лучшими?
«Легко. Выиграть титул в Канаде в июле 2017 года. Я приехал в Монреаль в качестве аутсайдера в борьбе за титул, и было очень необычно покинуть Канаду в качестве чемпиона».
А какой уик-энд Формулы E был для вас самым худшим?
«Безусловно, гонка в Кейптауне, когда мы не гонялись. Я принимал участие в тренировках, но это был единственный старт гонки, который я пропустил. Быть на стартовой решетке, но не стартовать, было очень странно».
В отличие от обычных машин внутреннего сгорания, гоночные электромобили предлагают гораздо больше вариантов дизайна. Как вы думаете, Формула E достаточно смелая в этой области?
«Вначале я полностью поддерживал FIA, которая полностью занималась автомобилями. Но сейчас, по моему мнению, регулятору не имеет смысла проектировать автомобили. Было бы лучше, если бы FIA определила правила, а затем производители разрабатывали бы свои собственные готовые машины в соответствии с ними».
Формула E привнесла много новых идей и элементов автоспорта. Что вы думаете о будущем?
«Со спортивной точки зрения чемпионат очень хорош — гонки захватывающие, обгонов много. В целом, некоторые из этих элементов, такие как случайная лотерея для квалификации и FanBoost ближе к концу, были не такими захватывающими, как в начале. Но самое главное, что чемпионат продолжает развиваться, и я в основном этому рад. А теперь, с появлением полного привода в следующем сезоне, он окажет огромное влияние на гонки. Я ратовал за полный привод по крайней мере семь лет. Я рад, что он наконец-то появится, и это изменит правила игры».
До вашей первой гонки с недавно сформированной командой «ABT Lola» осталось меньше 100 дней. Чего нам ожидать?
«Мне нравится эта фаза присоединения к новой команде, когда нам приходится складывать разные части пазла. Я чувствую, что команда очень опытная. Есть много хороших людей, с которыми я работал раньше, и других, с которыми я соревновался в прошлом, но к которым я испытываю большое уважение. Мы находимся в хорошем положении, чтобы начать это новое путешествие, и я с нетерпением жду начала».