Большинство католиков мало что понимают в либеральном архиепископе, стоящем за заявлениями Ватикана. Но критики Папы считают Виктора Мануэля Фернандеса врагом № 2.
Кардинал Виктор Мануэль Фернандес посещает Апостольский дворец Ватикана после своего назначения
Когда Папа Франциск впервые спросил, готов ли он занять одну из самых высоких должностей в Ватикане, возглавив офис, определяющий политику Римско-католической церкви, Виктор Мануэль Фернандес ответил отрицательно. Либеральный аргентинский архиепископ опасался, что его назначение может ухудшить положение папы, столкнувшегося с историческим внутренним разногласием.
«Я знал, что есть группы, которые меня не любят, некоторые готовы сделать что угодно — судя по выражениям, которые они использовали в социальных сетях и даже по сообщениям, которые они писали на моей странице в Facebook****, — и я боялся создать проблемы для Фрэнсиса», Об этом Фернандес заявил в интервью The Washington Post.
Когда в июне прошлого года Папа снова позвонил из больницы, где ему только что сделали операцию на кишечнике, Фернандес уступил. Он переехал в Ватикан, был назначен кардиналом и стал правой рукой Папы, помогая воплотить изменения в тоне и стиле, которые Франциск привнес в папство, в конкретные новые руководящие принципы для 1,4 миллиарда католиков.
«Назначение Фернандеса было самым важным в понтификате [Франциска]», — сказал Массимо Фаджиоли, католический богослов из Университета Вилланова. «После года Фернандеса мы стали свидетелями серии… частых, специфических, необычных действий, подобных которым никогда не наблюдалось. И это от префекта, который прекрасно знает, что он — альтер-эго Франциска и пользуется полным доверием Папы».
Большинство католиков плохо понимают человека, стоящего за недавними важными заявлениями Ватикана, включая благословения для людей, состоящих в однополых отношениях. Но церковные консерваторы, выступающие против Франциска, видят в Фернандесе врага № 2. В стенах Ватикана махинации против 61-летнего кардинала поднялись до уровня высоких дворцовых интриг, дополненных фотографиями, тайно сделанными ночью и частные угрозы «уничтожить» его.
Папа Франциск назначает Фернандеса кардиналом во время церемонии в Ватикане
Новая эра для старого офиса
Приезд Фернандеса ознаменовал конец эпохи консервативного руководства в департаменте Ватикана, известной как Дикастерия доктрины веры. Офис наиболее известен трибуналами римской инквизиции 16 века. В последние десятилетия ему удалось справиться со случаями злоупотреблений со стороны священнослужителей, а критики говорят, что они справились неправильно; усилили «безнравственность» добрачного секса, абортов и эвтаназии; и наказывал епископов, священников и монахинь за несоблюдение линии Ватикана.
Через Фернандеса Папа Франциск решил заново изобрести эту должность.
«Дикастерия, которой вы будете руководить в другие эпохи, стала использовать аморальные методы», — написал он в письме Фернандесу в июле. «Это были времена, когда они не просто продвигали богословские знания, они гонялись за возможными доктринальными ошибками. Я, без сомнения, ожидаю от вас чего-то совсем другого.
Как и Фрэнсис, Фернандес, широко известный под своим прозвищем «Тучо», внес изменения в тон. На пресс-конференциях его обширные отступления и сложные анекдоты могут показаться «попаданием в рассказ Борхеса», автор «Католического вестника» оценил. На одном из сеансов он произнес легкую ненормативную лексику. «Тучо, кардинал-префект с греховной склонностью к матерным словам», — заявило скандальное итальянское новостное издание.
Фернандес также несет ответственность за существенные изменения. С согласия Франциска в декабре он написал главный документ, разрешающий католическим священникам благословлять людей, состоящих в однополых отношениях, — всего через два с половиной года после того, как его более консервативный предшественник категорически отверг эту идею. Фернандес издал указ, прямо разрешающий использование крестных родителей-трансгендеров и крещение трансгендеров.
В прошлом месяце он опубликовал новое постановление, которое лишило католическую церковь части магии, лишив епископов права объявлять необъяснимые явления, такие как заявленные явления Девы Марии, «сверхъестественными» событиями. А на прошлой неделе его офис предпринял самые решительные действия против критиков Папы, начав судебный процесс над архиепископом Карло Марией Вигано по обвинению в разжигании раскола и отрицании легитимности Папы.
Высокопоставленные церковные критики настаивают на том, что Франциск не случайно назначил Фернандеса на пост законотворца до смерти Бенедикта XVI , почетного папы-традиционалиста.
«Я думаю, что Папа Франциск почувствовал себя теперь более свободным в реализации своих идей», — сказал кардинал Герхард Людвиг Мюллер, союзник Бенедикта, руководивший дикастерией с 2012 по 2017 год. «И поэтому он попросил [кардинала] Фернандеса приехать [к] его сторону и продвигать эту программу, эту повестку дня».
Не все работы Фернандеса считаются «либеральными». Активисты ЛГБТК**+ были ошеломлены в апреле, когда он представил документ, также подписанный Папой, в котором говорилось, что «вмешательство по изменению пола» угрожает « человеческому достоинству ». Фернандес рассказал The Post, что версия, составленная до его прибытия, больше фокусировалась на гендерной идентичности, и часть его вклада заключалась в том, чтобы привести ее содержание в соответствие с широким инклюзивным посланием Папы в отношении мигрантов, бедных и других людей. Итоговый документ, отметил он, также прямо осуждает преследования по признаку сексуальной ориентации.
Миссия инклюзивности, возглавляемая Франциском и Фернандесом, получила удар в результате неоднократного использования Папой оскорбления в закрытых дискуссиях о сохранении запрета на обучение открытых геев для получения священства.
«Конечно, это нанесло ущерб отношениям, которые сложились с сообществом ЛГБТК**+», — сказал Фаджиоли.
Фернандес утверждал, что в клерикальных кругах слово, которое использовал Папа, — «frociaggine» или «педомодичность» — не является «синонимом гомосексуализма», а относится к «некоторым группам в семинариях и среде священников, которые лоббируют поиск власти» и «рассматривать всех гетеросексуалов как потенциальных врагов».
«Это правда, что было бы целесообразно найти другое слово, чтобы выразить эту реальность, потому что это может показаться гомофобным», — сказал Фернандес. «Но я видел, как сами геи использовали подобные выражения».
Он также оставил открытой дверь для пересмотра официального церковного учения (или катехизиса), в котором утверждается, что гомосексуальные действия являются «внутренне неупорядоченными».
«Все предметы можно усовершенствовать», — сказал он. «И язык, который мы используем, всегда может быть намного лучше. Таким образом, есть шанс добиться большей ясности».
Отпор и угрозы
Изменения, внесенные Фернандесом и Папой, усилили раскол внутри церкви. Постановление о благословении однополых людей спровоцировало восстание католических епископов и кардиналов в Африке, Восточной Европе и Центральной Азии. В Ватикане тоже было недовольство.
Фернандес отказался комментировать конкретные угрозы и интриги. Но в январе он рассказал итальянскому изданию La Stampa, что «трижды мне угрожали, [говоря]: «Мы вас уничтожим».
По словам человека, знакомого с событиями, который говорил на условиях анонимности, чтобы обсудить конфиденциальные вопросы Ватикана, в одном из ранее нераскрытых инцидентов Фернандес обратился к Папе по поводу опасений, что за ним ведется слежка.
Эти опасения были основаны на фотографии, опубликованной в ноябре в консервативном испаноязычном католическом блоге. На ночной фотографии, которая сопровождала статью с критикой Фернандеса, он разговаривает по телефону на расстоянии через окно своего дома, расположенного на закрытой территории Ватикана. По словам человека, на фотографии указано местоположение его личных покоев, и Фернандес воспринял это как вторжение в частную жизнь и завуалированную угрозу.
Оппоненты также обнаружили и распространили два эзотерических тома — «Исцели меня своим ртом: искусство поцелуя» и «Мистическая страсть: духовность и чувственность», — которые Фернандес написал в 1990-х годах и в которых он подробно размышлял о духовных аспектах. Сексуальных оргазмов и рассказал о чувственной встрече с Иисусом, как ее представляла 16-летняя девочка.
Назвав их «скандальными книгами эротического характера, граничащими с порнографией», одна архиконсервативная католическая группа — Академия человеческой жизни и семьи Иоанна Павла II — потребовала отставки Фернандеса.
Оглядываясь назад, Фернандес сказал, что книги отражают меньшую зрелость, чем ему хотелось бы, но он утверждал, что эти темы не должны быть запрещенными в духовном дискурсе: «Я не испытываю никакого стыда за эти темы», - сказал он. «Если бы мне пришлось написать их сегодня, они были бы богаче и полнее».
Долгая история с Фрэнсисом
Кампания против Фернандеса, а по умолчанию и против Папы, также возродила старые утверждения о том, что аргентинский кардинал долгое время был тайным «писателем-призраком» Франциска в важных папских документах. В своем офисе к югу от колоннады площади Святого Петра Фернандес отказался обсуждать эту тему. Но нет никаких сомнений в том, что он давний друг Фрэнсиса.
В 2007 году Франциск — тогдашний кардинал Хорхе Бергольо из Буэнос-Айреса — пригласил Фернандеса на крупную латиноамериканскую епископальную конференцию и в итоге поручил ему работать над заключительным документом. По словам Фернандеса, они сидели вместе во время полета домой и глубоко беседовали.
«Мы все знаем, что Папа — очень строгий человек в личной жизни», — сказал Альберто Бочатей, вспомогательный епископ бывшей епархии Фернандеса в Ла-Плате, Аргентина. «В Буэнос-Айресе он готовил себе, мыл посуду и ел овощи в пластиковой посуде. В этом смысле [Фернандес] очень похож, и, возможно, здесь была не только человеческая, но и теологическая близость».
В 2009 году будущий папа попросил Фернандеса стать ректором Папского католического университета Аргентины. Фернандес публично рассказал, как его недоброжелатели пытались подорвать его авторитет, вновь публикуя написанные им журнальные статьи. В одном из них он пытался объяснить позицию церкви против однополых браков, не высказывая при этом морального осуждения.
По словам Фернандеса, после того как его местные критики отправили эти произведения в Ватикан, дикастерия завела на него дело. Ему казалось, что он бродит «среди волков», вспоминал он репортерам в апреле. Но Фрэнсис вдохновил его остаться и сражаться.
Кажется, его подход и сейчас тоже.
Франциск проводит свою еженедельную аудиенцию на площади Святого Петра в Ватикане 19 июня
Защитник Папы Римского
Фернандеса критиковали как выбор за свою роль со стороны переживших жестокое обращение со стороны священнослужителей, которые указывают на случаи в Аргентине, где он якобы пытался защитить обвиняемых священников. Фернандес признал свои ошибки и в прошлогоднем сообщении в Facebook**** заявил, что его первоначальное нежелание принять работу в Ватикане было также основано на том факте, что он «чувствовал себя неквалифицированным» для решения деликатных случаев клерикального злоупотребления внутри дикастерии. Однако Папа настолько стремился нанять Фернандеса, что решил этот вопрос, ограничив работу дикастерии по делам о злоупотреблениях под руководством независимых следователей.
Прежде всего, Фернандес стал главным защитником Папы, неоднократно напоминая католическим критикам понтифика об их обязательствах папской верности.
«Необходимо проявить религиозное согласие ума и воли», — сказал Фернандес во время одной из пресс-конференций, на которой он зачитывал вслух страницу канонического права.
Нет, сказал он восставшим высокопоставленным церковным деятелям, заявление Папы о благословениях для однополых пар не было «еретическим» или «кощунственным».
Он выразил понимание культурных различий в вопросах пола и сексуальности в разных странах, но выступил против критики деятельности Фрэнсиса в отношении ЛГБТК**+.
«Они хотят, чтобы [церковь] сказала, что гомосексуалы попадут в ад, им придется обратиться, а если они этого не сделают, они не смогут прийти в церковь, если не получат благословения. Это то, чего они хотят», — сказал Фернандес.
Такая ситуация требует внимательного анализа и мудрого руководства со стороны папы. Необходимо найти баланс между сохранением традиций и ценностей церковного сообщества и внесением необходимых изменений и улучшений. Важно помнить, что церковь – это не только здание и обряды, но прежде всего сообщество верующих, которые стремятся к духовному росту и единству в Христе.