Сознание есть продукт работы клеток мозга, обусловленный упорядоченной структурой мозга. Структура мозга обусловлена связкой нейропластичности и рефлексии на окружающий мир и повторяется в базовой конфигурации от человека к человеку через механизм повторяемости генома человека. Сознание, являясь продуктом материального мозга, его биохимии, материально. На сознание можно воздействовать, в том числе напрямую, электродами, вживленными в мозг. Его показания можно считывать (и, в настоящее время, достаточно точно интерпретировать считанные данные), например методом электроэнцефалографии. Таким образом доказывается материальность сознания.
Сознанием обладает не только человек, но (в той или иной степени) и все животные, способные к высшей нервной деятельности. В частности, у шимпанзе сознание развито до понимания концепции справедливости, а детёныши шимпанзе решают практические задачи на логику лучше, чем дети людей возраста до пяти лет.
Бытие определяет сознание: мозг развивается через связку механизмов нейропластичности и рефлексии, когда структура мозга изменяется с получением информации от органов чувств. Самым простым примером будет первый ожёг о чайник на плите, или первый порез пальца ножом: этот опыт запоминается в виде «мыслеобраза», навсегда оставаясь в структуре мозга в виде набора единовременно возбуждающихся нейронов. Сознание и есть механизм непрерывного сличения, сопоставления таких мыслеобразов, возникающих при одновременном возбуждении группы нейронов (памяти), с информацией, получаемой от органов чувств.
Такое строение мозга обусловлено эволюцией, от первой клетки, ткнувшейся в камень в цианобактериальных матах примерно два миллиарда лет назад, потомки которой развились в нервный узел, взаимодействуя с рибозимами, вирусами и другими клетками.
Сознание людей является самым развитым в настоящее время вариантом, способным к социальному взаимодействию. А так как механизм нейропластичности и рефлексии обуславливает постоянное развитие мозга, то и от социального взаимодействия мозг развивается в соответственную сторону. Таким образом, бытие в социуме определяет сознание человека, как сознание социального вида.
Поэтому концепции социальной справедливости, самопожертвования и прочие, обусловленные жизнью в социуме, являются врождёнными и наследуемыми через механизм генома, для всего человеческого рода.