Обычай сам по себе не объясняет готовность, с которой люди соглашаются на своё рабство, поскольку правящие классы давно знают, что для сохранения власти они должны играть активную роль в выработке согласия.
«Пьесы, фарсы, зрелища, гладиаторы, диковинные звери, медали, картины и другие подобные опиаты были для древних народов приманкой к рабству, ценой их свободы, инструментами тирании», — пишет Этьен де Ла Боэти в «Рассуждениях о добровольном рабстве».
В наши дни эти инструменты тирании изменили форму, но их суть осталась прежней. Бесконечный запас бессмысленных развлечений, предоставляемых средствами массовой информации и индустрией развлечений, парализующее действие фармацевтических препаратов и драматический фарс политических выборов — всё это служит для отвлечения внимания населения от реальности их порабощения.
Другая тактика создания согласия, использовавшаяся древними тиранами, была аналогична тому, что мы сегодня называем государством всеобщего благосостояния.
Ла Боэти отмечает, что в определённые дни года правящие классы обычно раздавали своим подданным хлеб, вино и немного денег, и вскоре после этого те, кто был доволен и пресыщен, выкрикивали «Да здравствует король!»: «Глупцы не понимали, — пишет Ла Боэти, — что они всего лишь возвращали часть своей собственности и что их правитель не мог дать им то, что они получали, не отняв это у них предварительно».
Но пресловутые хлеб и зрелища — не единственные инструменты тирании, поскольку правящие классы уже давно пытаются вызвать не только согласие, но и обожание и почитание своих подданных, используя методы, используемые религиями, чтобы придать своей власти видимость священности.
Мифы, ритуалы, использование религиозной и культовой символики, а также строительство зданий, символизирующих силу и авторитетность и напоминающих места отправления культа, издавна использовались правящими классами для заимствования, по словам Ла Боэти, «осколков божественности, чтобы поддержать их злые пути».
Несмотря на то, что добровольное подчинение политическому правящему классу было нормой на протяжении всей истории, Ла Боэти не считает неизбежным, что такая ситуация будет продолжаться вечно.
Ведь точно так же, как всегда существовали те, кто стремится править и эксплуатировать других, так и во все века существуют люди, которые инстинктивно восстают против любой формы рабства и, таким образом, подвергаются пыткам в цепях, которых другие, кажется, не замечают.
«Даже если бы свобода полностью исчезла с лица земли, — отмечает Ла Боэти, — таким людям пришлось бы её изобрести. Для них рабство не приносит удовлетворения, как бы хорошо оно ни было замаскировано».
Те, кто составляет этот элитный авангард свободы, посвящают большую часть своего времени самообразованию и развитию своих критических способностей ради того, чтобы пробудить других к осознанию гнусной и обманчивой природы политического правления.
Эта работа проводится с осознанием того, что если критическая масса осознает своё порабощение и истинную ценность свободы, добровольное рабство в массовом масштабе закончится довольно внезапно, ибо, как объясняет Ла Боэти:
«От всех этих унижений, которых не вынесли бы даже полевые звери, вы можете освободиться, если попытаетесь, не предпринимая действий, а просто пожелав освободиться. Решите больше не служить, и вы сразу же будете освобождены. Я не прошу вас наложить руки на тирана, чтобы свергнуть его, но просто не поддерживайте его больше; тогда вы увидите, как он, подобно великому Колоссу, чей пьедестал снесён, упадёт под собственным весом и разобьётся на куски».
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа