На протяжении более тридцати лет с самого распада СССР не утихают споры о великом и могучем советском образовании. На разных форумах представители этого самого образования кроют оппонентов отборной бранью, и что у одних, что у других грамотность примерно на одном уровне. Так кто же прав? Если хорошо подумать, то никто. Не правы и те, кто хвалит страну советов за достижения в этой сфере, и также не правы те, кто ругает образование того периода времени. Давайте разберёмся, почему тогда было хорошо, а сейчас плохо?
Примерно до середины 60-х в Союзе бурными темпами шло развитие в разных областях, а медленно нарастающий кризис 70-х к концу 80-х привел к краху всей системы. Экономика начала проваливаться в глубокую яму, и прорвавшееся сквозь «железный занавес» тлетворное влияние Запада разъедало умы уставших от бытовых проблем граждан. В середине 80-х московские школьники на себе ощутили власть денег: хорошее отношение учителя покупалось и продавалось. Если родители не принесли дефицитный подарок, то на справедливое решение школьных споров можно было не рассчитывать. Жалобы учеников публиковал журнал «Мы». Давайте разберёмся, откуда взялись такие циничные учителя? Какая система их воспитала?
Рассмотрим видных деятелей советского времени.
Выготский Лев Семёнович - внёс огромный вклад в развитие детской психологии. Макаренко Антон Семёнович - предложил воспитывать личность в коллективе и через коллектив.
Сухомлинский Василий Александрович - создатель оригинальной педагогической системы, где ребёнок является высшей ценностью.
Королёв Сергей Павлович - советский учёный, конструктор ракетно-космических систем.
Сахаров Андрей Дмитриевич - советский физик-теоретик, академик АН СССР. Один из создателей первой советской водородной бомбы.
Туполев Андрей Николаевич - советский авиаконструктор. Калашников Михаил Тимофеевич - советский и российский конструктор стрелкового оружия.
Капица Сергей Петрович - советский и российский учёный-физик.
Курчатов Игорь Васильевич - советский физик, организатор и руководитель работ по атомной науке и технике в СССР.
Вавилов Николай Иванович - советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, химик и географ.
Свела в таблицу информацию о годах жизни этих людей.
Что же их объединяет? А то, что все эти ученые рождены либо при царизме, либо в первое десятилетие после революции. Так кто их так хорошо подготовил и обучил? Советская система или всё же имперская?
Известно, что после революции выходцы из дворянских и купеческих сословий были вынуждены зарабатывать на хлеб своим трудом. В большинстве случаев, они имели отличное образование и были хорошо воспитаны. Соответственно, эти люди нашли своё призвание в образовательной деятельности. Они не понаслышке знали о чести и достоинстве. Учителя и педагоги без жалоб и упрёков выполняли свою работу. Да и могли ли они вести себя иначе, если «дамоклов меч» советского режима постоянно висел над их головами? Мои бабушки и дедушки говорили, что в то время были учителя, на которых хотелось равняться. Они относились к детям с уважением, не оскорбляли и не обзывали. Детские споры решались по справедливости, а учителя имели непререкаемый авторитет. И именно они воспитали и взрастили великие кадры советской эпохи.
Когда же выдохлось и исчезло качественное образование, основанное при ? А тогда, когда эти люди ушли из профессии. Попробуем посчитать: прибавим к году рождения 50-60 лет. Итого получим: 1888 + 60 = 1948 год; 1928 + 50 = 1978 год. Выходит, что с 1948 по 1978 годы СССР постепенно терял учителей, которые были у истоков этого самого имперско-советского образования. Каких-то 20-30 лет, и к 1990 году школы заполонили новые люди. Со своими ценностями и стремлениями.
Образование, порождённое Российской империей, умерло, и возродить его практически нереально, так как дворянские ценности, честь и воспитание утрачены навсегда. Чего же мы сейчас хотим и чем восхищаемся? Какое образование просим вернуть: советское или всё же «царское»?
Предлагаю разработать кодекс чести настоящего учителя. Кто «за», пишите в комментариях.
Если понравилась статья, подписываемся и ставим «класс». Не согласны с автором - не принимайте близко к сердцу.