Hi there! Меня зовут Мария, я преподаю английский детям и взрослым больше 8 лет, а эту статью написала специально для тех, кто выбрал English одним из предметов для сдачи на ОГЭ в 2025 году.
А еще на днях я начала вести инст, заглядывайте посмотреть видосики про английский, я планирую выкладывать их регулярно https://www.instagram.com/_mellivorinae_?igsh=MW84enVxbm85MTNrbQ==
Немного болтологии про экзамен в целом.
Вопросы, которые мне периодически задают ученики, родители и просто неравнодушные граждане:
1) Можно ли подготовиться к ОГЭ по английскому самостоятельно, без привлечения школ и репетиторов?
- Скорее да, чем нет. Однозначно ответить не получится, нужно смотреть на текущий уровень владения языком. Кроме того, вопрос еще и в организованности конкретного ученика.
2) Сколько часов в неделю нужно заниматься, чтобы был «успешный успех»?
- В изучении любого иностранного языка принцип «чем больше практикуешься, тем лучше» работает стопроцентно. Но тут, конечно, мы не говорим о фанатизме – если ты понимаешь, что мозг отказывается соображать и ушел в режим ожидания, то надо бы притормозить и сходить выпить чаю. Говоря о количестве подготовки для сдачи экзамена нужно для начала решить, на какой конкретно результат ты рассчитываешь (количество баллов и отметка) и здраво оценить свой текущий уровень. Если в английском ты знаешь только apple, и что London is the capital of Great Britain, то сдать на «5» не получится
да и на «3» тоже не факт. Как показывает практика, при двух – трех полноценных занятиях в неделю и прикладывании должных усилий со стороны ученика достижение адекватно запланированного результата вполне реально.
3) Раздел «Чтение» - самый простой в экзамене?
- Этот вопрос я нежно люблю. Мы все разные (и это прекрасно), у каждого из нас свои
тараканысильные и слабые стороны. Многим раздел «Чтение» дается легче, чем, например, «Аудирование» или «Письмо», но свои подводные камни там присутствует в немалом количестве. Нужно понимать, что чтение – навык, который развивается постепенно (как, собственно, и любой другой). Красиво читать вслух – это вообще не сюда. Навык, о котором мы говорим, подразумевает умение выделить главные мысли, найти нужную информацию в тексте, подтвердить или опровергнуть данные к тексту высказывания.
Теперь к сути вопроса.
Чтение – это один из письменных разделов в ОГЭ (еще, напоминаю, есть устный раздел). За верное выполнение всех заданий этого блока можно получить 13 баллов. Вполне неплохо, общий максимальный балл за весь ОГЭ по английскому (и за письменный, и за устный разделы) – 68 баллов.
Что лицезреем в разделе «Чтение»? Два задания. Первое идет под номером «12» и направлено на соотнесение заголовков с небольшими текстами. Максимально его реально выполнить на шесть баллов. Самих текстов будет как раз 6, а вот заголовков – 7. Гениальный вывод – один из них будет лишним. В бланк ответов заносим последовательность из шести цифр, например, ответ может выглядеть так: 147562. Заполнение бланков ответов – тема отдельная, здесь просто напомню (а для кого-то, возможно, «озвучу» новую информацию), что каждая цифра должна быть в своей клеточке. Если верный ответ 147562, а ученик пишет 137562, он получит не 6, а 5 баллов.
Задание 12, как показывает практика, не является супер сложным, и времени много не занимает. Но, тем не менее, внимательным при его выполнении нужно быть. Что в нем неприятного? Все тексты будут на одну тему. Например, во всех будет что-то про Францию – где-то про символы, где-то про традиции, а в следующем тексте – про булки и круассаны (хотя круассан, наверное, относится к булкам?)
Что советую? Во время подготовки при выполнении заданий на чтение подчеркивай ключевые слова, словосочетания или даже целые предложения. Не пугайся, если видишь незнакомые слова. Раскрываю секрет – они в тексте на экзамене будут, это делается специально. Если готовишься самостоятельно, задавай вопросы самому себе (приятно поговорить с хорошим человеком).
Например: какие конкретно слова здесь доказывают, что основная мысль этого текста – именно про круассан?
Многие учащиеся стремятся побыстрее выполнить задание, что-то где-то увидели, какое-то одно слово вроде на что-то похоже – все, отлично, этот ответ и запишу. А потом при проверке удивляемся, а чего это вдруг неправильно? Так что выход тут один – приучить себя думать и анализировать.
Дальше нас коварно поджидает большой текст, за которым следуют утверждения на true, false или not stated. Это, по сути, одно задание, но утверждений будет 7 (задания под номерами 13-19), про каждое отвечаем правильно – получаем 7 баллов. В бланк ответов нужно будет записать одну цифру: 1, если ответ true, 2, если false, 3, если not stated
Некоторые ошибочно полагают, что это задание элементарное. Хи-хи ха-ха, как бы не так. Что в нем есть неприятного – так это мерзенькое not stated. Его часто путают или с true, или, соответственно, с false. Было бы просто true/false – жизнь, наверное, заиграла бы новыми красками. Но нет, так лайтово жить нам никто не даст. Помним, что в начала я упоминала про необходимость тренировки навыка чтения? Вот вам пожалуйста. На такой формат нужно натаскаться, так что решение простое – садимся и прорешиваем tasks в таком формате. Обязательно с подчеркиванием, задаем себе вопросы, учимся анализировать.
Что советую учитывать в этом задании?
Во-первых, опираемся при ответе ТОЛЬКО на текст. Про свой кругозор, про свои общие знания забыли.
Например, в тексте у вас про то, что у всех кошек 6 лап. После текста утверждение, что у всех кошек 6 лап. Какой будет ответ? 1 (т.е. true). И пусть вы знаете, что у кошек (в большинстве случаев) лапы имеются в количестве 4 штук – это неважно! Если в тексте 6, значит это верный ответ. Здесь я, конечно, утрирую, чтобы было понятней, но серьезно, опираемся только на текст, не надо додумыватьдаже если вы непризнанный гений!
Теперь ключевые пункты по выбору true/false/not stated
1. Наша главная задача – проверить, насколько полно совпадает утверждение (данное после текста в заданиях 13-19) и тот отрывок в самом тексте, где есть какая-то информация по утверждению. Смотрим, есть ли для нас какие-то неточности, несовпадения, неясности.
2. Выбираем true, если ВСЕ части утверждения по смыслу совпали с информацией из текста. Скорее всего не попадется задание, в котором будет утверждение лексически (слово в слово) такое же, как в самом тексте.
В утверждении нам дано: Джессика бегает в парке каждый день с 7 до 8 вечера. Для того, чтобы утверждение считалось true, нужно, чтобы в тексте (в одном или нескольких предложениях) присутствовала информация о том, что Джессика (не Петя, Вася, Саша или Джимми) бегает (не ползает, не ходит, не летает и не плавает) в парке (не в лесу, не в поле, не в спортзале) каждый день (не раз в сто лет, не часто/обычно/регулярно) с 7 до 8 вечера (не утра, не с часу до двух, не час суммарно).
3. Выбираем false, если информация не совпадает, есть расхождения
Утверждение оставляем: Джессика бегает в парке каждый день с 7 до 8 вечера. В тексте должна ОТЛИЧАТЬСЯ какая-то часть. Бегает не Джессика, а Саша, или не бегает, а ползает, и вообще не в парке, а по болотам(в поисках бедняги Снупи), совершенно не каждодневно, а только по понедельникам. И по времени, например, с 6 до 7 утра.
4. Выбираем not stated, если информация вообще отсутствует/если какая-то часть информации отсутствует. Нет какой-то маленькой, но важной детали.
Утверждение все еще про Джессику: Она бегает в парке каждый день с 7 до 8 вечера.
Из текста мы знаем, что Джессика очень любит бегать. Да так, что бегает в парке аж каждый день. Все, больше ничего про бег в тексте нет. Нет важной детали – времени ееолимпийскихзабегов. Нет важной детали, поэтому выберем not stated. Может быть, она бегает с 7 до 8 вечера. А может и нет. Мы не можем однозначно сказать, что это true/false, потому что НЕТ в тексте ни подтверждающей, ни опровергающей информации. Такие дела.
Еще парочка полезностей:
1. В разделе «Чтение» стоит обращать внимание на особую лексику, например, на союзы although, but и however. Они могут круто изменить основную мысль текста. Бывает такое, что на эти слова не обращают внимания, из-за чего дается, в итоге, неверный ответ. Например, наша многострадальная Джессика.
Джессика всегда была неспортивной девочкой: она didn’t like PE в школе, ела много junk food, предпочитала to lie on the sofa весь день (и еще куча всякой похожей информации)…BUT one day… и дальше следует рассказ, как она стала носиться по парке с 7 до 8. Некоторые невнимательные товарищи, или просто торопыги, увидят первую часть с ключевыми словами (didn’t like PE, junk food, to lie on the sofa) и радостно выберут в каком-нибудь вопросе, что мадам Джессика была и навсегда останется явно не ЗОЖ персоной. Но мы-то с вами знаем, что там есть важный сюжетный поворот после BUT. Следим за этим!
2. При подготовке стараемся (особенно ближе к экзамену) обращать внимание на время выполнения заданий. Письменная часть экзамена занимает 2 часа, из них на аудирование уходит порядка 30 минут, уже остается 1,5. В эти полтора нужно спихнуть разделы чтения, лексики и грамматики, письма. Так что не растягивайте на 1.20 выполнение заданий из блока «чтение».
Я надеюсь, что вся данная здесь информация будет полезна при подготовке к экзамену. Удачи❤️!
Ко мне можно попасть на индивидуальные, парные или групповые занятия (стоимость варьируется от 900 до 1400), узнать подробнее о занятиях и записаться можно здесь: https://sites.google.com/view/english-lessons-with-m/главная-страница
А еще по вопросам записи и организации занятий можно написать мне в тг @eng_lessons_with_Maria или на почту belmared@mail.ru
🔥За занятия, кстати, можно вернуть налоговый вычет (13% от стоимости)