Несмотря на свои бешеные поиски золота, испанские конкистадоры под командованием Писарро так и не обнаружили эту драгоценность на краю перуанских джунглей. Только в двадцатом веке Запад узнал о городе инков Мачу-Пикчу, возможно, первой столице империи инков и одном из самых важных архитектурных памятников цивилизации, уничтоженной европейцами.
Залитый солнечным светом, он расстилается перед нашими глазами: акрополь инков. "Высокий город, построенный из каменных ступеней... Высокий утес начала человеческого рода. Потерянная лопата в первом песке" - так Пабло Неруда описывает Мачу-Пикчу в стихотворении, посвященном городу. Подобно орлиному гнезду, он расположен высоко над двумя долинами на узком горном хребте, окруженный двумя горами, одна из которых - Хуаяна-Пикчу - видна на заднем плане этой фотографии.
Мартин Шамби (1891-1973), великий живописный летописец Альтиплано, посетил Мачу-Пикчу до того, как поезд соединил Куско и Агуас Кальентес, станцию, позже построенную у подножия горы. Ему пришлось следовать по пересеченной мулом тропе, проложенной в 1890 году вдоль Рио-Урубамба, отягощенному его тяжелым фотографическим оборудованием.
Фотография была сделана в 1925 году, более чем через десять лет после открытия города Хайрамом Бингемом, после того, как большая часть территории была раскопана и стало видно все великолепие руин. Но Шамби не интересовался археологической документацией; вместо этого он хотел запечатлеть внушающий благоговейный трепет пейзаж, окружающий древний город. С идеальной точки обзора он дождался оптимальных условий освещения в этом регионе (тумана и дымки), чтобы достичь удивительного баланса света и тени, который характеризует эту композицию. На фотографии гармонично сочетаются богато смоделированные силуэты гор с геометрией стен, богатство природы с логистическими достижениями людей-строителей.
Столица, цитадель, торговый центр или место паломничества священнослужителей и "солнечных дев" - предположений о первоначальном назначении Мачу-Пикчу множество. На кечуа, языке инков, Мачу-Пикчу означает древний горный пик. В городе располагались дворцы, храмы, гарнизоны и мастерские, а также террасные поля и ирригационные системы для полей и бань: небольшое поселение в горах Анд. Духовным центром города, возможно, была Интиуатана ("солнечный якорь"), частично высеченный валун, вокруг которого, возможно, проводились обряды в честь божества солнца Инти или духовной сущности Инти Виракочи.
Бингхэм, профессор истории Латинской Америки в Йельском университете, достиг горы 24 июля 1911 года, вскоре после полудня, после крутого и трудного подъема. Хребет был населен индейцами, которые жили там на протяжении многих поколений. Они предложили Хираму и его спутникам прохладную воду и жареный сладкий картофель. "Покинув хижины, мы забрались еще дальше на гребень. Вокруг небольшого мыса характер облицованных камнем анденов начал улучшаться, и внезапно мы оказались посреди покрытого джунглями лабиринта маленьких и больших стен, руин зданий, сложенных из блоков белого гранита, очень тщательно вырезанных и красиво подогнанных друг к другу без цемента. Удивление следовало за удивлением, пока не пришло осознание того, что мы находимся посреди самых замечательных руин, какие когда-либо были найдены в Перу... Судя по каким-то грубым каракулям на камнях храма мы узнали, что его посетил в 1902 году некто Лизаррага, местный погонщик мулов." Это был Августин Лизаррага, который еще в 1894 году привел перуанского ученого и охотника за сокровищами Луиса Бежара Угарте к руинам. Гостеприимные индейцы жили в полуразрушенных зданиях и выращивали зерно и овощи среди руин и на некоторых террасах. Бингхэм заметил, что "разновидность крыжовника" росла в диком виде рядом с картофелем, кукурузой, сахарным тростником, фасолью, помидорами и перцем. В своих поисках последней столицы империи инков Бингхэм, возможно, нашел "первую столицу". Но то, что стало неожиданностью для Бингхэма, было хорошо известно индейцам.
#мачупикчу #куско #виракочи #перу #южнаяамерика