Обожаю читать, но вкусы у меня весьма консервативные. Выбираю то, к чему привыкла, что нравится с детства. Простая классика, добротная научная фантастика, детектив, где добро всегда побеждает зло, и никаких обаяшек-антагонистов. Поймав себя на этом решила: больше так нельзя. Я не просто теперь сорокалетня тётка со старомодными, но уютными литературными вкусами. Надо тренировать насмотренность, во! Изучать эту, как его, целевую аудиторию! Вон как можно сейчас хаять современных писателей и их книги. Какой шанс я упускаю! Какой ассортимент тем! Не ною насчёт падения нравов, не проклинаю моду на литературу травмы, не анализирую шорт-листы известных премий, обзывая книги номинантов "буквопродуктом", а могла бы (зачеркнуто) лайки лопатой грести. Надо, надо знакомиться с современной прозой, друзья!
Тем более, именно сейчас это можно сделать, прямо скажем, на халяву. Объявили, к примеру, шорт-лист премии "Ясная поляна", и ЛитРес по промокоду YASNAYAPOLYANA даёт к этим работам бесплатный доступ! Я сразу, понятное дело, книжечки эти себе прибрала. Выбирала-выбирала, с чего начать, тут тебе и Денис Драгунский (тот самый Дениска Кораблёв, из детства, представляете?!), и "Улан-Далай", и "Голод".
Голод... Вот, знаете, у меня, когда я книжки выбираю, тоже - голод. Для меня читать - как дышать, как жить. В детстве моём книг было не особенно много. От чего сейчас подростки нос воротят, вроде Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой", или Вениамина Каверина "Два капитана", я за этими книгами в своё время охотилась прям. Эти "Двадцать тысяч лье" мне, помню, из районной библиотеки на заказ привезли, на десять дней только. По "Таинственному острову" я карты рисовала, играла в Гранитный дворец и Убежище в саду под окном, линзу делала из стёкол часов с водой! А младшая у меня, например, и не смотрит на эти книги, толсто и скучно ей.
Из за этого у меня знаете какая проблема? Мне все книжки кажутся хорошими.
Не, я понимаю, что есть Достоевский - и Сорокин, к примеру. Конан-Дойль - и Юлия Шилова. Что это очень разные книги.
Но всё равно. Я с удовольствием читаю "Космоолухов" Ольги Громыко и про драконов Нади Кузьминой. А если кто начинает губы насчёт этого кривить, пускай. Я же помню историю Рэя Бредбери, который под давлением одноклассников изорвал свои любимые комиксы. А потом понял, что нельзя стыдиться того, что часть тебя. Позже Бредбери стал автором "Вина из одуванчиков" и "451 градус по Фаренгейту". А про его одноклассников, фыркавших на глупые комиксы, я что-то не слыхала...
Читаю статью критика какого- нибудь Латунского из журнала "Новый мир", который в пух и прах терзает бедную "Русскую канарейку" Рубиной, а читателя, который восхищается её пронзительными описаниями музыки, клеймит тупым мещанином. И мне так хочется скалку взять, проведать сходить этого критика. Пельменей ему налепить, чтоб был подобрей.
Пытаюсь проникнуться криком души известного редактора, мол, кругом одна чернуха в этой литературе травмы, все ноют, никакого преодоления и роста героя, литература не решает великие задачи. И не могу. Ну потому что мне их жалко, я плачу, когда читаю, я знаю, что никогда, никогда так со своим ребёнком не поступлю, и мне всё равно, что кто-то по сюжету чего-то не преодолел...
В общем, оказалось, для разгромных рецензий я совсем не гожусь.
Выбрала из списка "Полунощницу" Нади Алексеевой. Что сказать, не хочу теперь на Валаам. История в основу произведения положена непростая, тут тебе современное монашество, старчество, религиозное волонтёрство, и история "местного" дома инвалидов - участников ВОВ, и монах-регент, который может петь в полную силу только там, на Валааме...
И да, я понимаю, что, наверное, книга с недостатками, много страшного, неприглядного. Герои все не очень. В сюжетных линиях провалы, характеры противоречивые, не везде выдержаны. Зачем вот инвалиду Подосёнову схроны оружейные искать, когда у него сынок, и жена такая хорошая. А Ёлка эта вообще противная, дура дурой. Как в жизни.
Как в жизни, друзья. В жизни тоже то сюжет провисает, то линия героя оборвётся, был в твоей судьбе - и вдруг нет, а казалось, навек. И повороты такие дурацкие, вообще никакой логики. И люди кругом такие... всякие, как эта дура Ёлка.
Поэтому буду, буду читать, плакать, хохотать (над "Стримом" вон до сих пор). А ругать это вряд ли. Есть тьма охотников. Я не из их числа (привет тебе, Александр Сергеич). Пишите, милые, получайте премии, радуйте наши сердца. Не сдавайтесь.