Найти тему

Второй просмотр "Тьмы". Что нового?

Оглавление

Зачем пересматривать (или перечитывать) уже "пройденные" произведения? Например, для того чтобы увидеть в них смыслы, не замеченные при первом изучении. Все-таки первая оценка является прежде всего эмоциональной и часто интересные, а порой и критически важные для понимания, детали оказываются незамеченными за значительно более яркими образами. Вот кто при первом же прочтении "Трудно быть богом" придал значение тому, что Антон "дон Румата" большую часть действия романа пьет не просыхая?

Конечно же, для того чтобы искать такие неочевидные смыслы, должно быть очевидно другое - их наличие. Немецкий сериал "Тьма" не дает в этом усомниться - количество персонажей, запутанность их взаимоотношений, причинно-следственные связи во времени, философские и не очень размышления представляют собой гордиев узел из лент Мебиуса, а телевизионный формат повествования не дает глубоко вникнуть в происходящее, особенно при наблюдении за персонажами, оказывающихся в мясорубке событий.

ВНИМАНИЕ! ДАЛЬНЕЙШИЙ ТЕКСТ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ СПОЙЛЕРЫ!

Персонажи редко действуют продуманно. Так и должно быть.

Еще при первом просмотре я обратил внимание, что среди всех ключевых персонажей (а их там "всего-то" 15-20 и арка каждого связана с аркой других) высшим образованием обладает только один, точнее одна - баба Клава, она же - "Белый дьявол".

А вот что стало более заметно при втором просмотре - что и поведение, и принимаемые решения всеми этими персонажами, на первый, эмоциональный, взгляд очевидные, оказываются на поверку, мягко говоря, недальновидными. Никакого плана действий как правило нет - большая часть решений импульсивна и совершающие их персонажи совершенно не понимают последствий принятых ими решений. Сразу вспоминается бессмертное "У делайте же хоть что-то! Не сидите сиднем!". Вот и наделали...

-2

Причем ведут себя так не только дети, но и взрослые люди при должностях. И тут надо отметить, что их поведение нигде не выходит за рамки характера, особенно с учетом того, что детство большинства персонажей показано довольно-таки подробно. Они всегда такими были и оставались такими до самой смерти.

Можно вполне уверенно заявить, что этот довольно милый и чувствительный подросток, несмотря на убийства детей, возлюбленной, собственной матери, к старости остался все тем же человеком... Просто он одержим идеей "все исправить". Да и возлюбленная его останется такой же, только уже с идеей-фикс "все сохранить", но это никак не помешает ей совершить множество убийств, в том числе его же.

-4

А когда-то энергичная старшеклассница, упорно защищавшая своего парня от обвинений в изнасиловании (ложных), так же энергично бросится спасать своего мужа несмотря ни на какие измены. Кто же знал, что ее мать увидит в ней собственную нерожденную дочь? Знала бы она, чью кровь смывала ее мать с рук тем самым вечером... Но может быть стоило бы придумать план получше, чем банальное нападение под покровом сумерек? Нет, не такой она человек, чтобы сидеть сиднем, когда муж страдает в психлечебнице.

Одна только вышеупомянутая баба Клава, внезапно оказавшись в незнакомой для себя обстановке не бросилась с головой в омут событий, а предприняла попытку разобраться в ситуации (причем нетривиальным образом - пошла в библиотеку) и это прежде, чем спасать собственную дочь.

пока другие персонажи носятся под проливным дождем, баба Клава посещает библиотеку.
пока другие персонажи носятся под проливным дождем, баба Клава посещает библиотеку.

Надо отдать должное создателям сериала - обычно фантастика страдает слабым наполнением внутреннего мира героев в пользу описания самого фантастического мира. Или наоборот - сам мир является противоречивым нескладным. Здесь удалось совместить более-менее непротиворечивый сеттинг с действительно продуманной драмой. Отсюда же вырос, правда, и серьезный недостаток - невозможно уследить и за тем и за другим одновременно, а уж если все это еще и неразрывно...

Внешность героев - "не баг,а фича"

Мы все привыкли к относительному мискасту. 17-летнего д'Артаньяна играет 30-летний Боярский - норм, 25-летнего Карандышева играет 40-летний лысеющий Мягков - вообще находка, 42-летний грузин Гомиашвили играет 28-летнего (условного еврея) Бендера - все аплодируют ему (и Саранцеву). Тут надо заметить, что на недуховном Западе дела обстоят не лучше. Например, ирландца "Рыжего"(англ. Red) в экранизации Кинга играет неподражаемый, но тем не менее темнокожий Морган Фриман.

как-то иначе я себе представлял ирландца по кличке "Рыжий"
как-то иначе я себе представлял ирландца по кличке "Рыжий"

Однако в этом сериале подбор актеров по внешности и даже массо-габаритным характеристикам очень точный. Например Марта, средняя дочь двухметрового Ульриха, на голову выше обоих своих ухажеров. Что, кстати, весьма нетривиальная задача, ведь многих персонажей надо было показать как минимум в трех возрастах. И я, например, долго не мог понять - это они так здорово состарили Оливера Мазуччи или Ульриха в старости играет другой актер.

Как и весь видеоряд. Может быть, конечно, при следующих просмотрах найдутся какие-то ляпы, пока они были незаметны. Но вот что смутило меня почти сразу, так это то, что две пары подростков, причем находящихся в отношениях, на самом деле слишком похожи между собой. Тогда я подумал - неужели мискаст? Штука-то привычная...

Кто на ком... Словом, кто здесь чей родственник?
Кто на ком... Словом, кто здесь чей родственник?

Однако при втором просмотре выяснилось, что это не просто так, что все имеет свое начало, конец, причину и следствие. Все-таки история трех поколений четырех семей, в которых не всегда понятно кто же кому является матерью - это не так просто как может показаться. Поэтому незначительная оговорка, к которой они вернуться только один раз в конце прошла незамеченной.

3 сезон запоминается значительно хуже первых двух

Когда в третьем сезоне появились "три-в-одном", я вдруг понял, что все. Мозг теперь может только воспринимать информацию, но не складывать ее в цельную картину. Можно сказать - почувствовал себя на первых лекциях по высшей математике - слова по отдельности все знакомы и понятны, но как повторить другими словами - непонятно. Можно только тупо выучить последовательность этих, что к пониманию не ведет от слова совсем.

-10

С другой стороны из-за этого было бессознательно не воспринято несколько важных с сюжетной точки зрения сцен, по своему драматическому накалу сравнимых с убийством ребенка персонажем Д.Племонса в последнем сезоне "Во все тяжкие" или известнейшей сценой с радисткой Кэт и ее сыном. Например, когда стало понятно, кто отец "три-в-одном" и почему Ева так пытается "сохранить", а не "исправить". Когда наконец стало ясно, КАК оказались те или иные персонажи в своем времени, какие преступления для этого были совершены когда-то добрыми и чувствительными детьми. Когда стало ясно, что все. Приплыли. Дальше в нашем культурном коде только тьма. Неизбежная, по сюжету.

"Силья, пойдем, поиграем. - А мама? - А мама спит. Незачем ее будить".

При первом просмотре все это было затуманено загадкой перепутанных причинно-следственных связей, при втором, когда схема в общих чертах уже сложилась и не надо было отвлекаться на подобные детали, драматическая мозаика сложилась окончательно. И это впечатлило.

.

"Тьму" стоило пересмотреть. Сериал очень тяжелый и в эмоциональном восприятии и с точки зрения развития сюжета, но второй просмотр только улучшил мое мнение о нем. Вопросы, ответы на которые могли оказаться недоработкой сценаристов, получили ответы в виде незамеченных сюжетных линий. Наблюдения, которые были отмечены при первом просмотре получили развитие, о которых я и поделился в этой статье.

А вы смотрели? А может даже пересматривали?