Что такое волшебство?
Я подумал: что же такое волшебство? Вот об этом я и хотел бы сегодня с вами поговорить.
Сегодня – благодаря эпопее про Гарри Поттера – волшебство, или магия, стало общепринятым фактом жизни. И, конечно, став темой детской литературы, она потеряла свою зловещесть.
Во всех словарях магия описывается c некоторым презрением. Пишут, что магия – это умение делать вид, что происходят невероятные вещи. Притворяться, что влияешь на события. И во всех определениях всех словарей подчеркивается, что магия – это надувательство; производство иллюзии; это «кажется».
Ортодоксальное христианство, надо сказать, принимало магию значительно серьезнее: магия считалась актом зла. Не зря в Библии было сказано: «все, кто колдует, противны Господу». В Средние века ведьм и колдунов просто сжигали. В исламе магия – сихр – тоже считается грехом. Однако она продолжает привлекать людей.
При этом, когда в церкви из человека изгоняют духов – то есть экзорцизм – это приветствуется; всем известны имена священников, которые удачно этим занимаются. И вообще – когда мы ставим свечку святому Антипе, чтобы избавиться от зубной боли, или Николе, чтобы успешно сдать экзамены – чем это не магия? Так что не все так просто.
Магия (по определению одного известного практика этого дела) – это техника, позволяющая изменять физический мир, воздействуя на него силой своей воли.
Впрочем, если разобраться, то вся человеческая деятельность – это именно изменение физического мира силой своей воли. Разница между наукой заключается только в применении технических средств. Для людей, живших сто лет назад, современные смартфоны казались бы чистой магией.
Так что вопрос только в том, как мы добиваемся этого изменения физического мира.
Магия, как известно, делится на белую, серую и черную. Белая – ради всего хорошего, черная во зло, а серая – ну, сами понимаете.
А магические влияния людей на мир были известны всегда. Само слова «магия» происходит от протоиндоевропейского корня «магх» - мочь, быть способным. Магия практиковалась – и практикуется – во всех культурах.
Но, конечно, эта тема заслуживает когда-нибудь более подробного разбора.
Один из величайших поэтов 20-го века – Уильям Батлер Йейтс – прожил чрезвычайно насыщенную жизнь.
Он родился в 1865-м году, получил образование в лучших школах Дублина и Лондона; с юности был зачарован поэзией и волшебством. Первые его стихи были напечатаны, когда ему было 20 лет.
И сам всегда был ирландским националистом, настолько, что однажды отказался от звания кавалера Британской Империи. Йейтс основал ирландский театр и был сенатором свободной Ирландии. Он получил Нобелевскую премию за литературу; перевел и издал 10 основных Упанишад. В общем – великий человек.
Но мало кому известно, что сам себя он в первую очередь считал именно магом. В 1890-м он вступил в главное магическое сообщество того времени – «Герметический Орден Золотой Зари», а впоследствии стал его председателем.
Он писал: «мистическая жизнь – это центр всего, что я делаю, всего, что я думаю и всего, что я пишу. Я всегда считал себя голосом восстания души против интеллекта».
Йейтс занимался магией, потому что хотел быть лучше, как поэт. Он считал, что существуют носители вдохновения, даймоны – души высшего порядка, ангелы-посредники между Богом и людьми, которые внушают художникам вдохновенные мысли: мысли, как мгновенная молния во время состояний, которое поэт называл «Состоянием Огня» – состоянием творения.
Йейтс: «почему человечество деградировало до того, что контакт с «Состоянием Огня» перестал быть нормой? Когда я вспоминаю, что Шелли называл наши умы «зеркалами огня, которого все жаждут», я не могу не задать вопрос, который все задают: отчего же разбились эти зеркала».
По Йейтсу, творческое «состояние огня» и бытовой мир человека противоположны друг другу. «Есть две реальности, земная – и реальность «Состояние Огня». Работа художника – превзойти дуализм земной реальности, чтобы раствориться в высшем «Я», прийти в Состояние Огня, которое всё – музыка, всё – покой».
Что же касается противоположности бытового сознания и состояния творчества – то многие творцы, я думаю, могут поделиться анекдотическими историями о том, как материальный мир сопротивляется творческому настрою.
Подробно об этом писали братья Стругацкие в своей великолепной повести «За миллиард лет до конца света». Так что, когда вы пытаетесь что-то написать, и вот только-только пришла строчка – и тут вдруг вам начинают звонить, стучатся в дверь, кончается бумага или что-то еще – это в порядке вещей.
А «Я» мистического откровения – вечное и постоянное «есть», которое исподволь присутствует во всем, что течет и меняется. «Состояние Огня», видение истинной красоты – основание всей системы, потому что цель вечного превращения каждой человеческой жизни – достигнуть наконец искомого состояния: стать истинно цельным существом.
В великой «Бхагавад-Гите» человеческая жизнь называется «Полем», а это самое вечное «Я» называется «обитателем Поля».
И когда человек поглощен творчеством, именно его истинное «Я» указывает ему, как компас, правильный курс.
Американская поэтесса Мэри Оливер пишет так: «шесть утра, а я работаю. Я забывчива, неосторожна, не обращаю внимания на общественные обязательства, ну и так далее. Все так, как должно быть. Шина сдувается, зуб выпадает, сто раз за едой придется обойтись без горчицы. Но стих постоянно пишется.
Я боролась с ангелом, и я запятнана светом, и у меня нет стыда. И вины у меня нет. Я отвечаю не перед обычным или своевременным. Я не отвечаю за горчицу или зуб. Я не отвечаю за потерянную пуговицу или фасоль в кастрюле. Я отвечаю за внутреннее видение, когда бы и как бы оно ни случалось. Если мы договорились встретиться с вами в три, радуйтесь, если я опоздаю. Радуйтесь еще больше, если я вообще не приду.
Работа художника не может быть выполнена по-другому. И временный успех в ней стоит всего для того, кто пытается что-то сделать. Больше всего на свете жалко людей, которые почувствовали зов к творению, почувствовали, как их творческая сила беспокойна и растет, и не уделили ей ни энергии, ни времени».
Творение – это и есть та самая подлинная магия.
И не зря Уильям Батлер Йейтс связывал эти два понятия. И мы можем поклониться магии творения – ведь что такое урожай, как не плод творчества земли, создающей урожай и всю жизнь.
Однажды Ксеркс, царь Персии, решил завоевать Грецию и отправил туда свой флот. Однако по пути в море начался шторм, и флот утонул. Царь обиделся и приказал высечь море. Он решил, что море хотело его обидеть.
С царем понятно – у царей, как правило, есть мания величия. Но нам с вами так поступать – как-то нелепо.
Как говорил философ Людвиг Витгенштейн: «мир не имеет по отношению к нам никаких намерений». Если мы считаем, что мир поступает по отношению к нам несправедливо, у нас точно такая же мания величия, как у царя Ксеркса. Опомнитесь: мир не знает о том, что мы существуем; об этом знаем только мы сами. И только наше собственное воображение приписывает миру и людям, живущим в нем, излишнее внимание к нам.
И если перестать придавать себе значение, и увидеть наше «поле», как видит его Обитатель Поля, живущий в нас и дающий нам жизнь, тогда творчество в нас раскроется и будет освещать наш путь, и вся наша жизнь станет непрекращающимся «Состоянием Огня», непрекращающимся творчеством.
И она станет по-настоящему интересной.
Мне будет приятно, если вы скажете мне "спасибо" не только просмотром, комментарием или лайком, но и рублём. Вот ссылка для переводов: